Решение Арбитражного суда Москвы от 20 июля признать недействительным приказ Росавиации о лишении допуска «Трансаэро» на выполнение рейсов в Ларнаку вызвало оживленную реакцию как в среде авиаперевозчиков, так и на туристическом рынке.
Создан прецедент, когда авиакомпания (тем более частная) отстояла права у государственной структуры, что, по мнению «Коммерсанта», может повлечь за собой цепную реакцию со стороны других а/к. Вообще вся история с назначенными – не назначенными перевозчиками повлекла позитивные изменения в нормативной базе допусков на направления. Так, в Минюсте уже находятся поправки к пресловутому приказу Минтранса № 92, изменяющие порядок выдачи разрешений на чартерные рейсы. Впрочем, предположения экспертов о том, что в скором времени арбитраж засыплют исками по поводу урезанных чартеров, не подтверждаются. «Мы пока не станем заниматься судебными разборками, а подождем вступления в силу приказа Минтранса № 128 от 7 июня (это как раз тот документ, что вносит поправки в приказ № 92 двухлетней давности. – Ред.). Надеемся, что изменения либерализуют рынок авиаперевозки и дадут равные возможности авиакомпаниям, что, несомненно, скажется на цене», – рассказал корреспонденту «БАНКО» топ-менеджер одного из перевозчиков, «ущемленного» весной Росавиацией. В «режиме ожидания» пребывает и а/к «Ямал», которой в пожарном порядке в мае пришлось менять полетную программу по Криту. Ее представитель Андрей Дубров сказал: «Посмотрим, сбудутся ли ожидания. То, что произошло весной, я расцениваю как очевидное нарушение антимонопольного законодательства. А пострадали не столько мы, сколько туристы».
Туроператоры пока довольно сдержанны в оценках ожидаемых перемен. Президент «Мегаполюс турс» Эдуард Кузнецов считает ситуацию по-прежнему неоднозначной: «Авиаперевозка – сложная кухня, и прогнозировать что-либо бессмысленно. Нам для четкого выполнения своих обязательств перед туристами нужно немного: заблаговременно получать от авиакомпаний точную информацию по полетным программам, неисполнение которых по любым причинам оказалось бы невозможным».