Безмятежность - преднамеренное тупоумье,
Мудрость - знание мертвых тайн,
Бесполезное во тьме, куда вглядывались
И откуда глаза отводили.
Томас Элиот. "Ист Коукер"
Италия, бесспорно, сказочная страна. И беспощадная. Ибо она расскажет вам не только романтические венецианские или флорентийские сказки, но и страшные, без привычного "хеппи-энда". Пожалуй, самая жестокая из них - о Помпеях.
Помпеи расположены всего в получасе езды на автобусе от любимого итальянского города Алексея Пешкова. Пропуском на машину времени, которая перенесет вас почти на тысячелетие назад, вполне могут послужить восемь долларов. Именно столько стоит входной билет на кладбище Вечности, в которое превратились Помпеи.
Похоже, что все поголовно итальянцы - фаталисты. Иначе чем объяснить их упрямое стремление селиться в непосредственной близости от коварного Везувия? Мало того, что он сравнял с землей и на долгие столетия предал забытью три огромных города, не считая сотен мелких селений. Вулкан собирает силы для нового извержения.
В соответствии с печальными, но, увы, недвусмысленными расчетами мировых синоптиков и сейсмологов, Везувий готовится рвануть еще раз до 2000 года. Впрочем, упрямство итальянцев легко объяснить чисто практическими соображениями.
Вулканические выбросы и пепел обеспечили местным почвам неслыханное плодородие. Вот и распахивают крестьяне землю, засевают поля и по несколько раз в год собирают богатые урожаи. И еще надеются на лучшее. Сейсмологи и синоптики обещают за два месяца сообщить об извержении Везувия, чтобы люди успели эвакуироваться.
В народе этот грозный вулкан называют "бутылкой шампанского", ибо пробка, образовавшаяся в кратере, постоянно курится, и от нее идет характерный дымок. А если уж рванет, пробка с огромной силой вылетит, и тогда адский огненный столп взовьется до небес...
Нашему гиду Людмиле посчастливилось побывать в кратере Везувия. Раньше туда организовывались экскурсии, которые занимали целый день. Теперь по понятной причине туристов стараются держать подальше от грандиозной "бутылки шампанского".
- Я была в кратере несколько лет назад, но и теперь при одном воспоминании об этом у меня по телу бегут мурашки, - признается Людмила. - Не знаю, с чем можно сравнить это необъяснимое чувство, охватившее меня, когда я поднялась на Везувий, увидела кратер и представила несказанную мощь, таящуюся внутри до поры.
Я стояла на дымящемся кратере и сознавала, что подо мной - дырка до самого центра земли, до ядра. Там бушует раскаленная лава, полыхает огонь, выделяется сумасшедшая энергия, которая поддерживает нашу жизнь, и, может быть, благодаря которой и летит во Вселенной наш шарик...
Реки из застывшей лавы, образовавшиеся почти тысячелетие назад, довелось увидеть и нам.
До 79 года нашей эры Везувий выглядел несколько иначе, чем сейчас. Мы любовались двумя величественными вершинами вулкана. Ранее он имел одну "макушку", гораздо выше нынешних. В 79 году треть колоссальной горы взлетела на воздух. Вулкан раскололся пополам, и дьявольский огонь вырвался наружу. Девять дней над Помпеями шел черный дождь. Куски пемзы и пепел покрыли город толстым девятиметровым саваном.
15 веков итальянцы не знали, что живут на мертвом городе. Единицы очевидцев катастрофы 79 года, успевшие найти спасение в море, постарались навсегда покинуть грозные берега. Раскопки легендарных Помпей начались случайно и сравнительно недавно. До сих пор город раскопан не полностью. Кто знает, какие еще страшные сюрпризы таит в себе окаменевший пепел Везувия?..
Пары часов, которые экскурсоводы обычно отводят для осмотра мертвого города, не хватает. Помните детскую сказку о потерянном времени? В Помпеях она становится реальностью. Помпезные арки за тысячелетие, проведенное под пеплом, не растеряли своей величественности.
Глиняные горшки, аккуратно расставленные по полкам в лавке, до тебя в последний раз трогали 900 лет назад - современные туристы не в счет. Возможно ли это представить? Мозг не в состоянии осознать миллионы минут промелькнувшего времени. Не существовавшего для Помпей. Пролетевшего мимо них. Вернее, над ними. Мистика. Как там писал Томас Элиот в "Пепельной среде"? А, вспомнила: "...время всего лишь время, а место - место и только место". Уж не о Помпеях ли?
Дворцы и маленькие домики превратились в один огромный страшный музей под открытым небом. Говорят, что человек привыкает ко всему, но мой взгляд не в силах привыкнуть к роскоши разрухи. Нет, не то. К разрушительной роскоши. Опять не то. К разрухе роскоши. Это уже ближе к истине.
Впрочем, разве можно выразить словами блеск (да-да, именно блеск) потускневших красок сохранившихся фресок на стенах, теплый от палящего солнца мрамор бассейна, в котором уже никто никогда не будет купаться, идеальную форму валунов на "пешеходном переходе", на которые можно было наступать в сандалиях, не опасаясь замочить ноги в воде, бежавшей меж камней.
Сохранились пекарни, где делали пиццу, лавки, где можно было прикупить пару кувшинов вина, питейные заведения. При входе в бар - насквозь пропиленный камень, для того чтобы привязать лошадь, пока ты пребываешь в питейном заведении. На перекрестке улиц - фонтанчики со специальными выемками для рук, чтобы было удобно держаться, когда наклоняешься пить.
И - камни, камни, камни. В виде дворцов, дорог, арок, терм, скульптур. Кое-где пробивается трава, отстаивая право на жизнь в этом царстве мертвых. И маки. Как символ памяти о трагедии. Дань природы - стихии. То есть одной части природы - другой ее части. Кажется, я ничего не понимаю в этом мире.
Самые страшные дома в Помпеях - те, где сохранились... люди. При раскопках в окаменевшем пепле были найдены полые углубления, которые стали могилами погибшим. Углубления заполнили гипсом и сделали слепки. Люди остались в тех позах, в которых их настигла смерть. Кто-то тер глаза, которые, видимо, разъедал ядовитый газ. Другие держались за горло, задыхаясь. Влюбленные встречали смерть обнявшись.
О беспощадный Везувий, что же ты натворил? Хотя если бы не твои безумства и катаклизмы, мы никогда не увидели бы воочию цивилизацию, которая существовала тысячелетие назад, а легендарные Помпеи скорее всего превратились бы в один из современных городов. Иногда человечество вынуждено платить слишком большую цену за знание.
Иные высокоморальные историки и просто любознательные ханжи при каждом удобном случае не преминут заметить, что Помпеи настиг праведный гнев Божий. Ибо его жители по уши погрязли во грехе. Стоит посмотреть на картины и скульптуры, сохранившиеся почти в каждом доме, чтобы понять, что культ плотской любви в городе был превыше всего. По преданию, в доме, где жена особенно была довольна любовными упражнениями мужа, на внешних воротах вывешивался большой недвусмысленный знак. А чего? Пусть фригидные дуры завидуют!
Да, Помпеи называли городом Содома и Гоморры, куда богатые и не очень римляне приезжали развлекаться. Но пусть современные добропорядочные ханжи ответят: неужели в наше время не существует местечек, где развлечения по изощренности фантазии не уступят помпейским? Ах, знают...
Погибший город дал миру немало талантливых художников, музыкантов, ювелиров. Знаете ли вы, что родина излюбленных женских украшений - камей - именно Помпеи? Еще сто веков назад здесь вырезали ажурные камеи на коралле, перламутровых раковинах, агате.
До сих пор камнерезное ремесло в почете у местных мастеров. Они не бедствуют: спрос на камеи есть всегда. При отеле "Виктория", расположенном у подножия мертвого города, расположена фабрика и магазин камей. Туристы готовы оставить здесь последние деньги за коралловые дамские головки, агатовые картины, перламутровые знаки любви.
Впрочем, некоторые соблазняются покупкой аналогичного товара у уличных торговцев. Это обходится в два раза дешевле, поскольку у продавцов-разносчиков нет лицензии на торговлю (таким образом они пытаются избежать уплаты налогов).
И о последней странности города-призрака. На его мостовых вы не найдете ни одного брошенного окурка, ни единого фантика. Впрочем, все с детства знают, что в музеях сорить не принято.