В череде прошедших веков многострадальная земля Италии, обильно политаяпотом и кровью в трудах и войнах, неожиданно стала одаривать человекаудивительными плодами, не имеющими ничего общего с трудом земледельца.Крестьянские мотыги и плуги, издавая звон, натыкались на сотворенные изкамня человеческие фигуры и остатки белых мраморных скульптур. Извлекая ихиз земли на свет Божий, открыватели ушедшего времени невольно восхищалисьжизненной силой, гармонией и беззащитностью творений ваятелей. Увы, прочныйприродный материал не выдержал всеразрушающего напора вандализма. Новойцивилизации предстояло воскреснуть на грудах обломков.
Возрождением или Ренессансом (франц.) называется в истории культуры странЗападной и Центральной Европы эпоха, переходная от средневековой культуры,для которой характерен аскетизм с его пренебрежением ко всему земному ителесному, к культуре нового времени. Победный путь искусства Италииначинается еще с XIII века.. В это время в литературе Данте гигантскимсинтезом своей !Божественной комедии" создает лебединую песнь средневековойпоэзии, одновременно пророчествуя о наступлении новой эры. В это же время вскульптуре отец и сын Пизано и особенно в живописи Джотто, используя весьопыт предыдущего развития искусства, создают основы искусства нового.Данте, Пизано, Джотто - поэт, скульптор и живописец - почти однолетки, итворчество их носит на себе одни и те же черты здорового реализма, яркоготемперамента, сильной воли. С началом великого поворота искусства кчеловеку, от которого ведет отсчет эпоха Возрождения, европейскоечеловечество сбросило с себя свои старые лохмотья и облеклось в светлыеблестящие одежды.
Гуманизм (от лат. humanus - человечный) приблизил и перенес на человека(конкретного, земного) свойства и силы мироздания. Франческо Петрарка(1304-1374) (?) был первым великим гуманистом, поэтом и гражданином,который сумел прозреть цельность предвозрожденческих течений мысли иобъединить их в поэтическом синтезе, ставшем программой грядущихевропейских поколений. (Веселовский А. Н. Петрарка в поэтической исповеди"Canroniere" 1304-1904 СПб. 1912). Явление Петрарки огромно. Оно непокрывается даже самым высоким признанием его собственно литературныхзаслуг. Личность, поэт, мыслитель, ученый, фигура общественная в немнераздельны. Вот уже шестьсот лет человечество чтит великого итальянцапрежде всего за то, что он способствовал наступлению новой эпохи открытиямира и человека.
Петрарка - родоначальник новой современной поэзии. Его "Книга песен" почтицеликом надолго определила пути развития европейской лирики, став своегорода непререкаемым образцом. Без Петрарки не состоялась бы лирика Франции,Камоэнса в Португалии, Шекспира и елизаветинцев Англии, Кохановского вПольше. К земным радостям Петрарка относил прежде всего окружающую природу.Он, как никто из современников, умел видеть и наблюдать ее, умелнаслаждаться травой, горами, водой, луной и солнцем, погодой. Отсюда истоль частые и столь любовно написанные в его поэзии пейзажи. "Natura" -одно из основных понятий в творчестве у Петрарки. Оно многогранно. Самоехарактерное для гуманиста утверждение - природа-мать, родительница. Ейсоздаются и наделяются различными существенными качествами и степенью ихпроявлений камни, растения, насекомые, птицы, звери, человек. Природаобусловливает единство, порядок, красоту, целесообразность, пользу,конечную благость мира и его частей. Природа наделена рядом теистическиххарактеристик, таких как персонифицированность, мудрость, творчество,могущество. При этом природа, считает гуманист, наделяет человека не толькодвумя руками, силой, плотской красотой и т. п., но и нравственнымиспособностями, красноречием, разумом и даже добродетелью. К несомненнымземным радостям относил Петрарка и веру в красоту человека и могущество егоума. К ним же он относил любое творческое проявление: будь то в музыке,поэзии, философии, в живописи и т. д. Призвание искусства Петрарка видел визображении смелых и правдивых поступков, благородных устремлений живыхлюдей. Во времена средневековья, да и в почитаемую им до обожания эпохуантичности, красоту природы видели лишь так, что в воображении населялилеса и воды полубогами, фавнами, сатирами, нимфами, сиренами, этим как быодушевляя бездушную действительность. Для Петрарки природа обладала душой ибез языческих и христианских чудищ и богов, потому что созерцание еевозбуждало в нем возвышенные чувства.
Но была еще одна родственная Петрарке душа, разглядевшая красоту природы,которой не видело средневековье. То была душа Амброджо Лоренцетти. Этотчеловек догадался, что природа прекрасна. До него пейзажи писали только какфон к священным историям, изображавшим невероятные чудеса святыхпотустороннего мира. Амброджо и его старший брат Пьетро были ученикамиизвестного сиенского живописца Симоне Мартини, наряду с которым в сиенскойживописи после Дуччо, они являются самыми значительными творческимииндивидуальностями. Первое известное произведение Амброджо Лоренцетти былосоздано в 1319 г. для церкви Сант Анджело в Вико л'Абате близ Флоренции.Это "Мадонна из Вико л'Абате". Здесь впервые проявляет себя вызывающаяудивление новая, яркая индивидуальность, которая сразу становится заметнойпосле "Маэста" Дуччо и Симоне Мартини; даже после "Мадонны Оньиссанти"флорентийца Джотто. О Джотто Дж. Вазари (летописец, оценивший величие эпохиРенессанса, создав неповторимую историко-художественную книгу"Жизнеописания знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих эпохи Возрождения")писал так: "Джотто открыл врата истины для тех, кто привел в наши дниискусство к великому совершенству". В своей книге Вазари показывает, чтопервые проявления неоренессанской культуры восходят еще к концу XIII -началу XIV века (называя этот период Проторенессанс - "детство" искусства,освобожденное от средневековых традиций). Величайший мастер этого временифлорентиец Джотто - "Данте итальянской живописи" (как называет его Вазари)был одним из зачинателей искусства Возрождения.
Творцы XIII - начала XIV века закладывают фундамент новой идеологии;расцвет и широкое распространение ее происходит позже, с XV в. со времени,когда окончательно победившие богатые горожане вручили во Флоренции властьКозимо Медичи и принялись со всей свойственной им энергией запереустройство и украшение окружающего их мира. Над Италией взошло солнцеРенессанса. Не была тогда Италия единой страной. Состояла она из небольшихгерцогств и республик, враждовавших между собой. Владелец каждогогосударства стремился прославить себя и охотно принимал при своем двореартистов, музыкантов, певцов, поэтов, художников. Флоренция, находившаясяпод властью династии шерстянщиков и банкиров - Медичи, стала тогда самойпередовой итальянской республикой в области искусства, философии иестественных наук. Звезда рода Медичи засияла и стала подниматься все вышево времена экономического подъема Флоренции в XIV веке.
Теперь в XV веке расцвет экономики Флоренции остался в прошлом, но именносейчас пышного расцвета достигло ее искусство. Она переживала Ренессанс,-по словам Ф.Энгельса, "самый большой прогрессивный переворот из всех,которые знало человечество". Ренессанс возродил интерес к человеку,оправдал его плоть, считавшуюся в средневековье "вместилищем греха". Возросинтерес и к античной философии, в частности идеализму Платона. В преддверииэтой блестящей поры стоят крупнейшие мастера новых возрожденческихпринципов; широко применяемых в XV веке - живописцы Мазаччо ("Изгнание израя"), Мантенья ("Поклонение волхвов), Боттичелли (Рождение Венеры").Величайший зодчий всех времен архитектор Брунеллески, который воскресилискусство древних римлян и даже создал и нечто более великое. Рождениенового архитектурного стиля.
Два флорентийских ювелира, Брунеллески и его молодой друг Донателлоотправились в Рим - источник красоты и совершенства. Брунеллески хотелстать зодчим, Донателло - ваятелем, и оба не были удовлетворены тем, чемумогли научиться дома. Во Флоренции от времен античного мира не осталосьничего, кроме бесформенных руин и обломков скульптур. Античные памятникиРима тоже по большей части лежали в развалинах, но еще возвышалосьнесколько зданий, которые и в своей искалеченности вызывали почтение:Колизей, Пантеон, Триумфальные арки Тита и Константина, воздвигнутые вДревнем Риме. Из числа статуй императоров и языческих богов оставаласьстоять только одна - конная статуя императора Марка Аврелия. Остальные жепосле воцарения христианства были сброшены с пьедесталов, некоторыеразбиты, они были занесены землей и поросли травой. Оба флорентийца свосторгом взирали на все то, что осталось от римского искусства.Брунеллески проводил в Пантеоне целые недели. Донателло изучал коннуюстатую. Охватившая их жажда увидеть как можно больше памятников античногоискусства, заставила приступить к выкопке из земли частей того, чтокогда-то было цельным. Главным сокровищем, восставшим из погребенных руин,стало новое мышление и новое искусство. Донателло и Брунеллески не сталикопировать творения римских авторов, скульпторов, архитекторов, ониразжигали ими свою творческую фантазию. Донателло хотел быть последователемримлян в достоверном изображении природы. То, к чему ощупью стремилисьДанте, Петрарка, Джотто,, Лоренцетти, Леонардо, Микеланджело, Рафаэль:новый человек, человек Ренессанса, наконец-то родился во Флоренции. Втворениях Донателло и Брунеллески. То был, по мнению Джорджо Вазари, второйпериод - "юность" искусства, когда реализм изображения может достигатьсяизучением анатомии и перспективы, а художники достигают совершенства -строгим соблюдением меры в пропорциях.
Художественна система картины, сложившаяся в период "лета" Ренессанса, ужес начала XVI века начинает изменяться, обогащаться, совершенствоваться, ноосновные принципы ее не утрачивают своего значения вплоть до наших дней.Третий период (конец XV и середина XVI века - Высокое Возрождение) -золотой век, время зрелости и полного овладения изображением натуры итехнического совершенства, превзошедших даже античные образы. В этот периодРенессанс представлял собой пышные плоды того экономического подъема,который происходил еще в XIII-XIV веках. Поэтому не удивительно, что на еговолне вознеслись великие художники-флорентийцы, настоящие титаны - Леонардода Винчи, Микеланджело Буонаротти, Рафаэль Санти из Урбино; они поднялихудожественную школу на недосягаемую высоту. Самым старшим из этих трехвеличайших деятелей флорентийского искусства был Леонардо да Винчи. О нем,одном из завершителей искусства Возрождения, может быть сказано то же, чтоВазари говорит об одном из зачинателей этого искусства - Джотто, также (каки Леонардо) выросшем в деревенской обстановке: "Он по природной склонностик живописи проводил целые дни, рисуя на плитах, на песке, на землечто-нибудь с натуры или то, что ему приходило в голову". В юности Леонардопопал в мастерскую Верроккио, где сохранялась традиция Брунеллески,искусство которого оказало особое влияние на формирование творческогооблика юного Леонардо. В момент появления его в мастерской, Верроккиоработал над статуей "Давида" (второй, первую сотворил великий Донателло).14-летний мальчик принял участие в этой работе. И все заказы для мастерскойВерроккио проходили не без участия Леонардо, что безусловно играло большуюроль в формировании творческой индивидуальности художника - самое ихсодержание, их тематика как бы наметили дальнейшие пути его жизни идеятельности.
Спустя три десятилетия со дня рождения Леонардо, на свет явился человек,которому суждено было стать величайшим последователем гениальных творцовцелой эпохи Ренессанса.
Рафаэль, самый молодой из тройки титанов, не знал мук творчества, присущихего предшественником, что придает особую привлекательность творениям егогениальной кисти. Художественные идеалы Ренессанса он воплотил в своихмногочисленных произведениях с наиболее возможной полнотой. Многому егонаучил Леонардо, но Рафаэль не стал его слепым последователем. Любимой еготемой была мадонна, преданную материнскую любовь которой, нежнуюженственность он умел изображать с непревзойденной прелестью. Как иБоттичелли, Рафаэль давал на своих картинах выход столь редкой витальянском Ренессансе чувствительности. Лучшая из работ Рафаэля,относящихся к теме мадонны - это "Мадонна на зеленом лугу". Лицо молодойзлатокосой матери воплощает тот идеал женской красоты, который Рафаэльискал в течении всей жизни и не мог, по его собственному признанию, найти водной реальной женщине. Создавая эту картину, Рафаэль безусловно вспоминал"Мадонну в гроте" Леонардо.
Микеланджело является полной противоположностью Леонардо и по своимполитическим убеждениям и по своим художественным вкусам. Он находилтворение Леонардо сентиментальным, средневековым. С первого моментазнакомства два величайших мастера почувствовали друг к другу неприязнь,смешанную с уважением и завистью. Одна из вершин всего ренессанскогоискусства - росписи потолка Сикстинской капеллы, но подлинной его стихиейбыло ваяние. Его скульптуры и архитектурные творения строги, можно сказать,суровы, как и его духовный мир. В чувствах у него недостатка не было, ноэто были чувства горечи, отчаяния, готовности на все, а нередко даже иненависти. Тот, на кого не падает светом любовь других, не может ееотражать. Душевный мир Микеланджело был омрачен не только одиночеством еголичной жизни, но и разыгравшейся на его глазах трагедией. Ему пришлосьвыстрадать до конца то, до чего не дожили Леонардо и Рафаэль: увидеть, какФлоренция из свободной республики превратилась в герцогство Медичи.
Красоту, к которой не примешаны страдания и несчастья, Микеланджело нашел вархитектуре. Достойный преемник Брунеллески, он создал купол собора святогоПетра в Риме, и по сей день непревзойденный ни по размерам. ни по величию.
Леонардо, Рафаэль, Микеланджело Жизнь и деятельность этих гениальныхмастеров становится последним аккордом в той симфонии культуры Возрождения.