Чтобы нарисовать достоверный портрет Зальцбурга, нужно взять одну из искрящихся сонат Моцарта, неизвестную мелодию, которую играет уличный музыкант на ступенях Кафедрального собора, и шум водопада, низвергающегося со 120-метровой высоты. Смешать все эти звуки с молчанием кладбища Св. Петра, где покоятся останки кельтов, с восхищенными восклицаниями туристов, добавить по вкусу горсть конфет с Моцартом на фантиках и порцию архитектурных излишеств. То, что получилось, украсить сахарной пеной альпийских облаков – и непременно посолить. Потому что именно соли этот город обязан не только именем (Salz – соль, burg – город, крепость), но и процветанием на протяжении столетий.
Соленая увертюра
Более двух тысячелетий назад соляной промысел в этих краях открыли кельты. Затем вездесущие древние римляне превратили укрепленный лагерь под замысловатым латинским названием Муниципиум Клаудиум Ювавум в европейский центр торговли солью, из-за которой впоследствии вполне уважаемые люди вели войны и плели заговоры... Поэтому не обижайтесь, если житель Зальцбурга скажет, что любит вас как соль. Значит, вам удалось затронуть самые тонкие струны его души.
Акт первый. Музыкальные заблуждения
Многие жертвы Фабрики грез всерьез полагают, что жители Зальцбурга общаются исключительно посредством пения, совсем как герои культового мюзикла "Звуки музыки". С тех пор как 30 лет назад мир впервые увидел поющую на изумрудных альпийских просторах Джулию Эндрюс, наибольшей популярностью в Зальцбурге пользуется экскурсия "По следам "Звуков музыки"". Вам покажут те самые сады Мирабель, где дети распевали "До-ре-ми", и то самое кладбище, где семья фон Траппов пряталась от нацистов. И вы с удивлением узнаете, что эта сказочная и немного скандальная история могла родиться именно здесь – в краю, где и рождаются такие сказочные и немного скандальные истории. К примеру, владелицей таинственных садов Мирабель была некая Саломея Альт – любовница архиепископа Вольфа Дитриха фон Ратенау. Эта почтенная дама родила почтенному священнослужителю 15 детей – ну, чем не голливудский сценарий!
Немалая доля правды есть и в сказочной истории любви неугомонной сироты Марии к многодетному барону фон Траппу. Мария Августа Кучера родилась !2 января 1905 года в поезде, направлявшемся в Вену. Потеряв в два года мать, она оказалась в монастыре. Оттуда юную Марию и откомандировали в поместье вдовствовавшего барона ухаживать за его прикованной к постели дочерью. Вскоре Мария стала женой фон Траппа и новой матерью для его семерых детей. В 193О году семья бежала из Австрии от преследования нацистов, отправившись в Альпы лишь с маленькими рюкзачками, – якобы на ежедневную прогулку. Перейдя границу с Италией, фон Траппы навсегда оставили родину. К тому времени у Марии и Георга было уже девять детей, а десятый ждал своего появления на свет. Лишившись всего своего имущества, семья нашла выход. "Единственное, что мы могли хорошо делать вместе – это петь, и мы превратили хобби в образ жизни", – напишет впоследствии Мария в своей книге. Поющая австрийская семья кочевала по Европе, выступая на свадьбах и вечеринках, а затем отправилась в турне по Соединенным Штатам. В 1939 году они оказались в штате Вермонт, и крошечная деревушка в горах напомнила им поместье у подножья Альп, которое они оставили в Австрии. Купив здесь ферму, фон Траппы превратили ее в семейный отель Trapp Family Lodge, желающие могут погостить там и сейчас. Знаменитая поющая семья выступала еще 15 лет, а затем дети выросли, обзавелись семьями, Мария написала книгу, по которой Голливуд снял фильм о городе, наполненном музыкой...
Говорят, реальная фрау фон Трапп, превратившись в сурового антрепренера, мало чем напоминала нежную Марию из "Звуков музыки", но ведь и слегка мрачноватый и тем не менее по-королевски щедрый Зальцбург не слишком похож на лубочный голливудский образ. Вот только если замурлыкать мелодию из знакомого с детства фильма – здесь вам непременно кто-нибудь подпоет...
Акт второй. Здесь был Моцарт
Петь на улицах Зальцбурга хочется отчаянно. И все чаще – из Моцарта. Ведь даже те, кто в курсе, что Моцарт – это пацан, который пишет музыку для мобильников, на изысканной Гетрейдегассе (Getreidegasse) узнают великого романтика в лицо. На этой знаменитой торговой улице, отметившей недавно свой 850-летний юбилей, с витрин всех кондитерских и сувенирных магазинчиков на вас смотрит румяный Вольфганг Амадей – в белоснежном парике и с косичкой.
Заглядевшись на высокие узкие дома, плотно прижатые друг к другу, изящные кованые вывески над магазинами и ресторанами, величественные порталы и арки, мраморные балюстрады и нарядную герань, обвивающую балкончики, очень легко проскочить мимо главного здания на Гетрейдегассе – Mozarts Geburtshaus, ради которого, собственно, в город и съезжаются тысячи зевак и меломанов...
Тому, кто никогда не приходил в восторг от искрящейся простоты сочинений Моцарта, кто не плакал при звуках "Реквиема", нет смысла подниматься по деревянным ступенькам дома, где 27 января 1756 года мир услышал первый крик младенца, впоследствии признанного гением всех времен и народов. Маленькая скрипка и клавикорды, на которых вундеркинд постигал глубины гармонии, семейные портреты и локон композитора, трогательные письма к отцу и к таинственной маленькой фройляйн, – вот и все, что составляет бесценную экспозицию дома, на третьем этаже которого семья Моцартов прожила 26 лет. Зальцбург полон Моцартом, город будто расплачивается за равнодушие и надменность предков, не захотевших разглядеть в своем земляке повелителя мелодий. Каждый год 27 января в городе начинается неделя грандиозных празднеств, сравнимых по размаху только с Рождеством.
Одно из мест поклонения – величественный Кафедральный собор, фасад которого охраняют апостолы Петр и Павел в компании с покровителями города – святым Рупертом (он держит в руках сундук с солью) и архиепископом Вергилем (он держит миниатюрный собор). Здесь гостям непременно покажут реликвию – мраморную купель, в которой крестили Моцарта, и многоголосый орган, для которого тот написал немало сочинений, прежде чем покинуть неласковый родной город.
Более 50 лет понадобилось сонному Зальцбургу, чтобы осознать величие того, кто впоследствии будет признан его любимым сыном и– самым успешным торговым брендом. С 18)2 года на город взирает внушительный каменный Вольфганг Амадей. Шоколадный Моцарт смотрит со всех витрин. Крендельная буква "М" украшает все, что только можно украсить. Приезжайте в Зальцбург – Моцарт был здесь...
На десерт – "наполеонова" клецка
У подножия утеса, который увенчан сверкающей белой короной замка Хоэнзальцбург, построенного в 1077 году, любопытство или голод обязательно заведут вас в ресторан Stiftskeller St. Peter. С наичестнейшим выражением лица обаятельный метрдотель объяснит, что вы находитесь в здании, история которого насчитывает 1200 лет. Есть свидетельство одного бенедектинского монаха, дальновидно оставившего его в 80( году, о том, дескать, что сам Карл Великий угощался в монастырской трапезной. Как знать, может, и привидения первых христиан, захоронения которых находятся прямо под стенами ресторана, забредают сюда на бокальчик-другой ароматного белого вина из погребов монастырского подворья Св. Петра. Между прочим, сам Фауст ценил качество местного напитка, а композитор Михаэль Гайдн, младший брат знаменитого Йозефа, живший в 1760 году на верхнем этаже подворья, сочинил несколько десятков песен в честь "вина Святого Петра". Я же хочу вознести хвалу воздушному десерту "Зальцбургская клецка". Некоторые утверждают, что сам Наполеон создал это дивное произведение кулинарного искусства, находясь в Зальцбурге. Не верьте. Скорее всего, честь этого изобретения принадлежит безымянному кондитеру XIX века. Но обязательно попробуйте! В конце концов, и знаменитые конфеты Mozartkugeln придумал не Моцарт, но ни один сладкоежка об этом не жалеет.