Чехи и австрийцы очень любят давать своим поездам имена великих соотечественников. Вот и мы с мужем попали в Вену, приехав из Праги на поезде "Сметана", названном так в честь великого чешского композитора. Весь путь занял около пяти часов. Мы уже было почувствовали себя гражданами мира, но первое же напоминание о том, кто мы и откуда, вернуло ощущение реальности. С нами в купе ехала молодая японская чета, многочисленные наклейки на семейном чемодане гласили, что покинули родину они три месяца назад (!) и с тех пор неустанно путешествуют по всему миру. И когда всех нас посетили чешский и австрийский пограничники, то у японцев даже не спросили паспорта, так как все уже было написано на их благополучных физиономиях. Наши же паспорта пограничники рассматривали долго и придирчиво.
Кстати, японцы, по-моему, совсем свихнулись на своей страсти ко всему экологически чистому. В дороге японская пара питалась только булочками и запивала их исключительно минеральной водой, причем каждый из супругов буквально выливал воду себе в рот, подчеркнуто аккуратно, не дотрагиваясь губами до краешка бутылки, дабы не заразить свою вторую половину какой-нибудь страшной болезнью.
В Вене мы поселились в хостеле, в пяти минутах ходьбы от Западного вокзала, который находится практически в центре города. Наша комната шириной в полтора и длиной в три метра была оборудована двухъярусной и одноярусной кроватями, умывальником, маленьким столиком, двумя стульями, а также помойным ведром, и считалась самой дорогой в хостеле - $20 с человека. Так как жилище было рассчитано на трех человек, мы, естественно, и платили за троих. Самая дешевая комната с нарами вместо кроватей, без постельного белья и рассчитанная на 6-8 человек, стоила около $10 на человека. Оплачивать можно было по желанию только одну ночь, но если вы захотите остаться в Вене еще на ночь, то следовало заплатить накануне, не позже 9 часов утра.
Хостел оказался трехэтажным, маленьким и очень уютным. Но на каждом этаже умещались несколько жилых комнат, три душевые, три туалета и крохотная кухня, в которой находились холодильник, плита, чайник и необходимая посуда. На кухне постоянно кто-то готовил, и мы старались как можно реже туда наведываться - хоть в отпуске-то можно не готовить, пока еще не кончились деньги, выделенные на бары-рестораны!
Но однажды именно на кухне состоялся прелюбопытный разговор. Китаец из Гонконга, остановившийся в хостеле с женой и грудным ребенком, расспрашивал австралийскую студентку о странах, в которых та уже успела побывать. Австралийка сказала, что была в России, в Санкт-Петербурге и в Москве.
"В России?!" - удивился китаец и радостно посмотрел в мою сторону, видимо, желая разделить со мной свое несказанное удивление и любопытство. - "Ну, и какая она - Россия?" Австралийка поведала, что в России "только два больших города Санкт-Петербург и Москва, но зато они очень красивые и безумно дорогие". Китаец не отставал: "И как вы доехали из России в Австрию?" - "Мы летели на самолете".
"На самолете?!" - китаец остолбенел, а я, предваряя его следующий вопрос: "И в России водятся самолеты?", - заявила прямо, что самолеты в России водятся и я это могу подтвердить, так как сама из России, а затем, взяв из холодильника пакетик сока, победоносно удалилась, сопровождаемая еще более изумленным взглядом бедного китайца.
Вообще в нашем хостеле останавливались преимущественно молодые немцы и англичане. Вели они себя достаточно тихо и жили в соответствии с режимом дня, видимо, установленным еще предками. Самое примечательное в их распорядке составляло ежеутреннее и ежевечернее написание открыток домой с впечатлениями от прожитого в разлуке дня, а также скрупулезное ведение дневников.
Мы же без устали гуляли по Вене - этому великому имперскому городу, около шести столетий служившему столицей огромной империи Габсбургов.
Если вы окажетесь в Вене, то даже без карты вам не трудно будет отыскать главные достопримечательности - все они находятся в центре города: собор святого Стефана, Хофбург - официальная императорская резиденция, Государственный музей искусств и дворец Бельведер, Венская опера, замок Шенбрунн, не менее знаменитый, чем Версаль или Царское село. Всех красот не перечислить.
Излюбленное место отдыха венцев - Пратер - своего рода парк культуры и отдыха, вмещающий около ста аттракционов. Отправляться туда следует во второй половине дня. Ближе к вечеру многие аттракционы подсвечиваются. Цена за раз прокатиться - от $2, но зато какое удовольствие! У каждого аттракциона есть хозяин, который включает музыку и общается посредством микрофона чуть ли не с каждым гостем в отдельности. Продолжительность сеанса круговерчения - весьма произвольная. Слишком пугливых хозяин может подбодрить, а может и поднять на смех при полной поддержке собравшихся возле аттракциона зевак.
Насмотревшись, нагулявшись, мы решили отправиться искупаться. Выбор наш пал на отель City Club Vienna, расположенный рядом с огромным городом магазинов под названием Shopping City Sud. Все дело в том, что в этом отеле находится так называемый карибский водный центр площадью 27.700 квадратных метров (открытый и закрытый бассейны). Бассейны представляют собой как бы тропические озера с лагунами и экзотическими растениями по берегам. Вход в центр стоит 180 шиллингов ($15).
Мы задались целью проехать всю Австрию с востока (от Вены) на запад (до пограничного города Брегенц). Для этого купили билет от Вены до Брегенца и обратно по системе Austria City Star с правом на высадку в любом из населенных пунктов по дороге и на продолжение пути в любой из следующих дней. Билет этот покупать очень выгодно в том случае, если вы путешествуете не в одиночку - но не более чем впятером. Тогда каждый второй, третий, четвертый и пятый билеты стоят в полтора раза дешевле первого. Билет, правда, является недействительным по пятницам и воскресеньям.
Четыре часа на поезде, и из Вены вы попадаете на родину Моцарта - в Зальцбург. Предприимчивые австрийцы делают на имени своего гениального соотечественника хорошие деньги: какой турист откажется приобрести пирожные и конфетки с изображением Моцарта, бутылочку вина в форме скрипки или виолончели, статуэтку композитора. Перед домом, в котором родился Моцарт, постоянно кружится толпа.
Практически все концертные афиши Зальцбурга рекламируют исключительно классическую музыку. Впрочем, любовь к классике у австрийцев в крови. В любом, даже самом маленьком городке проходят классические концерты с участием лучших музыкантов мира. Кстати, русских музыкантов в Австрии любят и ждут. Как раз во время нашего пребывания в Зальцбурге выступал струнный квартет "Талан", которому сейчас присвоено имя "Москва-квартет". Музыканты сорвали бурю аплодисментов и несколько раз выходили играть на бис.
В 15 километрах от Зальцбурга есть городок Халяйн (Hallein), который знаменит среди туристов своими соляными копями. Канатная дорога подняла нас на высоту примерно 600 метров, и мы оказались в верхней части города. Там с помощью указателей нашли реконструированную деревню, где примерно в ХI веке до нашей эры жили древние кельты, добывавшие здесь соль. Надо сказать, что кельтские дома по размеру, количеству комнат и строительному материалу практически ничем не отличались от домов наших деревенских жителей. Рядом с кельтским поселением находится и вход в соляные копи.
Электронное табло отсчитывало количество туристов, предъявивших ему свои билеты. Группа состояла из 42 человек. Мы сдали вещи в камеру хранения, переоделись в белые штаны и ветровки и сели в шахтерский поезд, похожий на железное бревно с фонариком впереди. Поезд понесся вглубь пещеры, но вскоре был остановлен, чтобы посетители познакомились с экскурсоводом и посмотрели в зрительном зале пещеры красочный фильм о происхождении поваренной соли и о кельтских соледобытчиках.
Путешествие длилось около часа, и за это время мы внедрились в самое сердце горы приблизительно на 500 метров, при этом пересекли под землей австрийско-германскую границу и вернулись обратно в Австрию, а затем, скользя по неподвижной глади подземного соляного озера на огромнейшем плоту, увидели настоящее цветомузыкальное мистическое шоу в соляной галерее.
А еще в Австрии есть небольшой городок в Альпах - Хоенэмс (Hohenems), который находится на западе страны. В этом городке есть граф, который живет с семьей в своем родовом замке в историческом центре Хоенэмса. Кстати, именно в этом замке были найдены два манускрипта "Саги о Нибелунгах", о чем свидетельствует фонтан, построенный в честь этого события. Граф ежегодно отдает рыцарский зал своего жилища для различных фестивальных концертов классической музыки.
Мы сняли комнату на втором этаже типичного австрийского двухэтажного дома, с ровно подстриженной лужайкой вокруг и необыкновенно красивым цветником. Комната была оборудована также и под кухню (плита, стол, посудомоечная машина, холодильник), что позволило не платить за завтрак и все готовить самим. В доме кроме нас жила английская семья - отец и двое совершеннолетних сыновей, приехавших в Австрию на сезонные работы. Англичане вставали в 6 утра, возвращались в 7 вечера и ехали танцевать рок-н-ролл в какой-то ночной клуб. Но возвращались точно по часам - в 10 вечера.
В первый же день нам крупно не повезло - начался дождь и лил, не переставая, три дня. Но чудесная Австрия, в которой все время что-то происходит, спасла нас от неминуемой скуки. В соседнем городе Брегенце (Bregenz), находящемся на границе и с Германией, и со Швейцарией, проходил ежегодный музыкальный фестиваль, и только-только приехала американская труппа с оперой Гершвина "Порги и Бесс" и русско-болгарская труппа с постановкой оперы Рубинштейна "Демон".
Наши хозяева - фрау Райнхильда и ее муж, герр Пауль - любезно предложили свою машину, и всей компанией мы отправились в Брегенц. В этот день там проходил "день открытых дверей". Как понимают его австрийцы? Весьма ответственно. Не надо объяснять, что желающих посетить фестивальный дом, который стоит на берегу пограничного озера Бодензее, было много. Каждой группе совершенно бесплатно рассказали об истории строительства пока недостроенного фестивального дома, а затем под проливным дождем повели осматривать сцену и декорации, построенные американцами для оперы "Порги и Бесс". Поистине ошеломляющее зрелище - в озеро Бодензее были свалены десятки старых кадиллаков, лимузинов, внушительно возвышавшихся над водой, на сцене же валялись старые, разрисованные баллончиками бетонные конструкции. Затем наступила очередь "Демона". Благодарные слушатели узнали о происхождении этой оперы, о ее сюжете и действующих лицах, прозвучала даже фамилия Лермонтова.
Наши австрийцы слушали внимательно, с заметным оттенком гордости: они знакомы с русскими! Кульминацией "дня открытых дверей" была возможность присутствовать на репетиции "Демона". После второго действия австрийцы отправились на дискуссию (!), а мы остались слушать. Позже узнали, что самый дешевый билет на "Демона" на галерку в обычный день стоит $45.
А в остальное время мы с удовольствием колесили по окрестным дорогам земли Форарльберг (Vorarlberg) на культовом для австрийцев виде транспорта - велосипеде. В маленьких городках пешеходов практически не существует, даже ветхие австрийские старушки бойко крутят педали и ловко ориентируются в уличном движении. Автомобилисты вообще - последние люди на дороге, они с уважением пропускают редкого пешехода и частого велосипедиста. Каждый велосипед снабжен противоугонной системой - замочком, который блокирует движение переднего или заднего колеса, а любое общественное место оборудовано специальными железными конструкциями - велосипедными стоянками. Все крайние полосы на автомобильных дорогах выделяются кирпичным цветом и отданы велосипедистам.
На окраине нашего городка, в чистом поле нам встретился удивительный цветочный магазин. Магазин представлял собой длинные ряды грядок, усеянных гладиолусами, розами, астрами, георгинами и ирисами, у каждой грядки была выставлена табличка, извещавшая о наименовании и стоимости одного цветка. Один георгин стоил приблизительно 10 шиллингов, что в переводе на наши деньги составляет около 4.500 рублей. Рядом на столбе висел деревянный ящичек с прорезью для денег и лежали два ножичка для того, чтобы срезать цветы аккуратно, не выдергивая их с корнем. И никаких продавцов!
В хороший ясный день хорошо совершить восхождение на какую-нибудь вершину. В нашем случае такой вершиной оказалась Хох Кугель (Hohe Kugel) высотой 1.645 метров. Восхождение заняло 4 часа и столько же - спуск. Герр Пауль вручил нам лыжные палки со словами: "30 процентов в ногах, 30 процентов в руках, остальное в голове". Надо отдать ему должное - без палок мы бы не дошли. Естественно, как новички, мы опасались сбиться с пути, но многочисленные указатели, знаки на деревьях вели нас, к тому же мы были не одиноки - австрийцы любят свои горы и частенько совершают восхождения, а встретив путника, обязательно приветливо здороваются.
Было, конечно, страшновато, особенно когда на высоте 1.200 метров мы увидели могилу какого-то восходителя, но рука друга - австрийского народа, заботливо выбившего для таких, как мы, ступеньки в скале и проложившего трос в особенно опасных для жизни местах, помогла нам в трудную минуту отчаяния.
Этот миг наступил, когда на Кугель с разных сторон начали наплывать облака, а нам предстояло пройти еще десятки метров вверх. На лысой верхушке Хох Кугеля среди многочисленных указателей вниз была единственная табличка с надписью Freschen 2004 m и стрелочкой, указывающей путь вглубь чудесной горной страны. В следующий раз обязательно пойдем...