Аномальная жара, оккупировавшая европейскую часть России, бьет температурные рекорды и помогает бить рекорды компаниям, специализирующимся на речных круизах. «По внутреннему туризму ситуация напоминает благополучное для нас лето-2008, – рассказал коммерческий директор «Водоходъ-Москва» Андрей Смолин. – И тогда, и сейчас в июне-июле клиенты, желавшие купить высокобюджетный круиз на август, оставались ни с чем: все давно продано.
Можно еще успеть приобрести короткое, продолжительностью до 7–9 дней, путешествие. Но за неделю-две до отплытия и такие распродаются полностью, что было нехарактерно для последних лет. Ну а поездки на речных «трамвайчиках», естественно, нынче пользуются бешеной популярностью». Андрей Смолин объясняет хорошие продажи не только сюрпризами погоды, но и ценовой политикой многих «речников». По его словам, стоимость путевок, определенная еще в сентябре, была скорректирована лишь один раз, после мартовских выставок, да и то для 15–17 рейсов и только на 5%. Средняя же «температура по больнице» в ценах остается на прошлогоднем уровне.
Гендиректор компании «Дельфин» Сергей Ромашкин в ценовой политике компаний не видит логики: кто-то оставляет все как было, кто-то повышает стоимость, особенно на дорогие круизы, но в любом случае не более чем на 5%. То есть налицо ценовая стабилизация. Вполне вероятно, перед очередным прыжком, учитывая растущий спрос. А вот с тем, что жара способствует продажам круизов, эксперт не согласен. По его мнению, наоборот, в Москве количество покупок (не только круизов, а и любого другого продукта) снизилось. Г-н Ромашкин перечислил самые популярные в этом году маршруты. Первые места занимают 3-дневные, а на 5–6-м – классический 19-дневный Москва – Астрахань и экзотический 12-дневный Москва – Соловки. В целом же рост продаж по сравнению с прошлым годом (число ночевок на маршрутах) в компании составил 19%, а с 2008-м – 7%.
Несколько иная ситуация сложилась в сегменте въездного туризма. Надежда Кривова, старший менеджер «Водоходъ-СПб.», рассказала, что поток иностранных туристов полностью не восстановился и сравним с уровнем прошлого «кризисного» года. Но есть и хорошие тенденции. Так, к основным клиентам речных круизов по России, немцам, прибавилось больше туристов из Финляндии; подросли индивидуальные бронирования, а наряду с самым популярным маршрутом Санкт-Петербург – Москва и наоборот заметно увеличился спрос на Кижи, Петрозаводск, Валаам…