Рынок труда в сфере турбизнеса приходит в себя после кризиса. Об этом можно судить по статистике раздела «Отдел кадров» профессионального портала TourDom.ru.
С января по апрель этого года работодатели разместили там 29,2 тыс. вакансий, что на 13% превышает показатель за аналогичный период даже «тучного» 2008 года (25,5 тыс.). А если сравнивать с кризисным 2009-м, когда активность работодателей снизилась до 13 тыс. опубликованных вакансий, то рост рынка выглядит прямо-таки взрывным: 56%. Понятно, что эти данные не могут являться официальной статистикой, однако основные тенденции по ним проследить можно.
Интересно, что при росте числа вакансий поток желающих найти работу в туризме тоже не иссякает. За январь – апрель 2009 года количество резюме, размещенных в «Отделе кадров» подскочило почти в 1,5 раза: с 820 до 1200. И пока этот показатель стабилен: за первые четыре месяца 2010 года в «ТурДоме» разместил свои резюме 1151 соискатель.
Опрошенные «БАНКО» эксперты подтверждают оживление рынка и в один голос сетуют на низкую квалификацию большинства претендентов.
Гендиректор кадрового центра «Туризм и работа» Тимофей Букрин, правда, считает, что сейчас объем предложений работы хоть и вырос, но все же составляет порядка 85% от докризисного уровня. Многие продолжают «аккуратно подбирать» персонал, говорит он. Большое количество резюме г-н Букрин назвал «головной болью». Дело в том, что в тяжелые времена «в туризм хлынули непрофессионалы, люди из других секторов, например банковского». При этом часто аргументация соискателей примерно такая: «Я часто ездил в разные страны, поэтому я знаю туризм». «В их представлении турбизнес – это круто, модно и необременительно. А ведь этот бизнес – не менее сложный, чем другие», – считает г-н Букрин.
Работодатели согласны с тем, что в отрасли много случайных людей. «Профессионалов еще искать приходится», – отметила директор по маркетингу компании «Гранд Тур Вояж» Юлия Шестакова. По словам руководителя кадрового центра «Джет Тревел» Антонины Таймановой, компании держатся за своих специалистов, понемногу повышают им зарплату, потому что понимают: найти замену сложно. Виной тому, считает г-жа Тайманова, слабая подготовка вузов. По ее словам, сейчас в туризме наиболее востребованы специалисты по направлениям, менеджеры по продажам – универсалы, тарификаторы.
Как говорят эксперты, пожелания к зарплате у соискателей самые разные: от 20 тыс. рублей (причем это может быть профессиональный менеджер с солидным опытом работы) до 60–80 тыс. и более (это, как правило, люди, претендующие на какие-то управленческие функции, но зачастую не имеющие понятия о специфике туризма).