Онлайновые турагентства в России пока только набирают силу, и острой конкуренции между ними нет.
Правда, настроены они амбициозно, и уже через пару лет ситуация может кардинально поменяться.
Об этом в среду, 7 апреля, заявил на пресс-конференции Алексей Тимонин, генеральный директор отработавшего год интернет-магазина путешествий OZON.travel. По его словам, сейчас в структуре продаж российских онлайновых турагентств основную часть занимают авиабилеты (по итогам 2009 года этот рынок оценивается в 42 млрд рублей), затем идут электронные билеты РЖД (5–6 млрд) и, наконец, гостиницы (около 4 млрд).
«Если на Западе туристическая онлайн-индустрия развивается в большей степени за счет онлайн-бронирования отелей, то в России наиболее активно развивается именно бронирование и покупка авиабилетов через Интернет. Вопросы с отелями российские путешественники предпочитают решать офлайн, поскольку у нас в стране сильны привычки действовать по рекомендации, важна эмоциональная составляющая – был, понравилось – не понравилось», – развивает мысль Алексей Дорош, коммерческий директор Anywayanyday. По его убеждению, именно авиабилетная сфера ведет за собой все развитие онлайн-туризма в нашей стране.
Что будет происходить в сегменте интернет-продаж туруслуг в ближайшее время? «Рынок онлайн будет формироваться и расти в течение ближайших двух-трех лет», – уверен Юрий Носов, гендиректор Tourix Holidays. Он обращает внимание, что у традиционных агентств и онлайновых разная туристическая аудитория, да и пока есть вопросы, что именно считать настоящим онлайном при продаже туруслуг. «Хотя мы отмечаем рост продаж и повышение активности клиентов в преддверии летнего сезона», – добавляет собеседник.
«В 2010 году общий рост продажи туруслуг в онлайне составит 30–40%, поскольку в целом туристический рынок находится в стадии оживления, растет сегмент e-commerce. Хотя, конечно, взрыва не будет, все туристы не пойдут покупать туры в онлайне. Но через два-три года ситуация может поменяться», – продолжает Алексей Тимонин и подчеркивает, что OZON.travel рассчитывает по итогам 2010 года на оборот в 600 млн рублей против 44 млн по итогам 2009 года. Алексей Дорош, в свою очередь, предполагает, что к концу 2010 года доля рынка продаж билетов онлайн будет составлять 50%, а Anywayanyday рассчитывает увеличить свои продажи в пять раз.
Правда, и тем и другим придется наращивать объемы в условиях острой конкуренции, причем не столько между собой (это станет актуальным через два-три года), сколько с перевозчиками. «Даже если каждый из нас продаст в онлайне 200–300 билетов, это пока не имеет значения против пяти тысяч реализованных билетов у «Аэрофлота». Именно поставщики услуг являются основными игроками рынка», – уверен г-н Тимонин.