Адрес статьи: rus.postimees.ee/040507/dopolnitelno/puteshestvie/15776.php
В Венеции во Дворце дожей, посещение которого лучше всего запланировать на утренние часы, пока ноги еще ходят, а глаза видят, от обилия живописных шедевров в какой-то момент просто перестаешь воспринимать, где здесь непревзойденный колорист Веронезе, где сияющий Тициан, а где мощный Тинторетто. Все они сливаются в одну блистательную картину великолепной Венеции XVI века.
И все же стоит приостановиться у полотен, принадлежащих кисти художников семьи Бассано. Глава этой династии живописцев — Якопо Бассано. Пожалуй, он самый талантливый художник в этой семье.
Помимо него и двоих его сыновей под именем Бассано работали многочисленные родственники, родиной которых был провинциальный городок на севере владений Венецианской республики, и подаривший всем им это имя — Бассано.
Якопо Бассано прожил долгую жизнь, выпавшую на лучшие годы Венецианской республики. Учился в Венеции. Благодаря таланту и природному крестьянскому трудолюбию вышел в первые художники Венеции XVI века. Знать наперебой заказывала у него картины для своих дворцов.
Сама Республика пригласила его с сыновьями для украшения Дворца дожей. Однако художник не оставил своего родного города и постоянно возвращался на родину, в Бассано.
Пейзаж этого городка настолько живописен, что неудивительна привязанность художника к этому месту. Внимательный зритель увидит на его полотнах и эти поросшие лесами горы в синеватой дымке, и берега резвой речки Бренты, и простоватые лица его мадонн, святых и героев, срисованные с местных персонажей.
На берегах Бренты
Бассано-дель-Граппа известно не только своим прославленным художником.
Город встречает приезжего тишиной и медлительностью, столь свойственными провинции. Первое, что приходит на ум при упоминании этого города — граппа. Да, именно Бассано-дель-Граппа более других мест в Италии, претендующих называться родиной знаменитого виноградного самогона, имеет на это право. Поэтому каждый приезжий считает своим долгом зайти в грапперию — попробовать граппы.
Пройдя цепочку небольших площадей, уставленных башнями, церквами и дворцами, построенными богатыми горожанами в подражание столице, и покружив по узким улочкам, вы непременно выйдете к берегу Бренты, потому что весь этот город буквально стекается к реке.
Через реку перекинут деревянный крытый мост — Ponte Vecchio (Старый), который эта небольшая злая речка неоднократно разрушала. Городские власти каждый раз восстанавливали его в том самом виде, в каком он был построен в 1569 году знаменитым архитектором Андреа Палладио. За такое постоянство стоит выпить.
Грапперия семьи Нардини, притулившаяся к мосту в 1779 году, примет вас и напоит граппой на любой вкус.
Местные заходят сюда пропустить рюмочку-другую в преддверии неспешного итальянского вечера. Забредают сюда и туристы, но здесь они не составляют того угнетающего большинства, которое вас — тоже туриста, кстати! — так неприятно поражает в Венеции.
Здесь течет местная жизнь, понаблюдать за которой можно, присев у музейного перегоночного куба позапрошлого века и вооружившись рюмочкой крепчайшей граппы. Свежий альпийский ветер и прохладное дыхание Бренты освежит вашу захмелевшую голову.
По великолепному мосту Палладио, напоминающему корабль, плывущий в бурных волнах Бренты, спешат клерки и хозяйки, школьники, рассевшись на перилах, обсуждают свои дела, мамы катят коляски с детьми. Внизу шумит Брента, зеленоватые воды ее заставляют вспомнить приглушенный, тонкий колорит картин многочисленных Бассано, только что увиденных в просторной Городской художественной галерее, где кроме вас не было ни души.
Аромат старины
Бассано лежит в предгорьях Малых Доломитов, у подножия горы Граппа. Город разделяет речка Брента, с шумом катящая свои воды с Альпийских вершин.
Сельское хозяйство, ремесла, торговля — вот чем испокон веков занимался Бассано. Сейчас это и промышленный город, но где сосредоточены промышленные предприятия, глазу туриста не видно. Исторический центр живет ритмами XV-XVIII веков.
Горы дымятся вдали, река шумит, гуси щиплют травку на берегу. Не удивлюсь, если по утрам по берегам Бренты слышно пение петухов. В экспозиции местного керамического музея, расположенного в одном из бывших особняков местной знати на самом берегу Бренты, представлена история производства керамики в Бассано, начало которого относится к XVIII веку.
Вот там-то вы и встретите этих петухов. Глиняных, разумеется. В посудных лавках, которых так много в этом небольшом городе, в витринах сидят яркие петушки Бассано, пращуров которых вы только что видели в музее.
Похоже, что весь этот сувенирный набор — граппа, керамические петушки, сушеные грибы, собранные в лесах Граппы, и травы-приправы, которые, естественно, тоже собирали на склонах Граппы, — предназначен не только и не столько для туристов. Это — местный колорит для местных. Это — традиция. Что так ценится в наше странное время глобализации.
Аромат старины и свое лицо — вот что так симпатично в этом небольшом городке на севере Италии, которому удалось избежать растиражированности в неестественно ярких глянцевых картинках, которые нам предлагают под лейблом "Италия".
Знаете ли вы?
Бассано 400 лет находился под властью Венецианской республики.
Расположен в провинции Венето, в 60 км от Венеции. Электричка доставит вас туда минут за сорок, поездка же на автобусе займет полтора часа.
Имя Бассано-дель-Граппа город получил только в 1928 году — по названию горы, у подножия которой он находится.
Помимо семьи художников Бассано город гордится скульптором Антонио Кановой, уроженцем здешних мест — он родился неподалеку от Бассано, в местечке с забавным для русского уха названием Поссаньо.