Один из самых непокорных итальянских священников родом из самого романтического города страны - в конце XVII века в Венеции родился Антонио Вивальди.
В то время в Венеции крайне трепетно относились к музыке, музыкантов приглашали играть повсюду. Одним из самых лучших скрипачей был Джованни Баттиста Вивальди. Музицирование было не единственным занятием популярного музыканта, большую часть времени он отдавал более приземленному искусству - Джованни был парикмахером. А еще - мужем и отцом, Антонио его первый ребенок. Мальчик был слабеньким, и все думали, что он не выживет. Однако Вивальди дожил до 63 лет, оставил нам в наследство прекрасную музыку, хотя и был всю жизнь болезненным.
Отец заметил, что сын очень музыкален, и стал обучать его играть на скрипке с самого юного возраста. Однако в семье решили, что Антонио должен посвятить себя церкви, и Вивальди начал учиться на священника.
Но в церковном деле Антонио не преуспел, совсем другие мысли одолевали его во время богослужения - бывало, он удалялся, чтобы записать пришедшую в голову мелодию.
В 1703 году Вивальди поступил в одну из венецианских консерваторий на должность "маэстро скрипки". Консерваториями в те времена назывались детские приюты при церквях, иначе оспедале. В маленькой Венеции было четыре оспедале, в них подбрасывали по четыре ребенка в неделю. Поскольку в городе был взрыв музыкальной активности, способных девочек учили петь и играть на музыкальных инструментах.
Вивальди преподавал в Оспедале-делла-Пьета скрипку и пение, а также был руководителем оркестра и композитором. Почти 40 лет он сочинял музыку для девочек. Выступали воспитанницы Вивальди в церкви Санта-Мария-делла-Пьета, она сохранилась до наших дней, и сегодня большинство людей называет ее просто церковью Вивальди. При ней есть небольшой музей, где можно посмотреть старинные музыкальные инструменты. Сегодня в церкви проходят концерты. Для тех, кто почитает Вивальди, большая честь выступить в стенах, которые помнят великого маэстро. Часто музыканты переодеваются в костюмы эпохи Вивальди, и тогда впечатление от его прекрасной музыки становится еще сильнее.
Венецианцы времен Вивальди во время выступлений его воспитанниц испытывали и другие эмоции. Хористки и музыкантши играли на балконе за ажурной решеткой, их силуэты лишь угадывались, отчего музыка становилась таинственней и загадочней. Музыкальные вечера в Пьета стали популярным развлечением туристов, и слух о талантливых девушках распространился по всей Европе. Некоторые ученицы Вивальди стали известны как лучшие музыканты и певицы Италии. Сам маэстро тоже прославился как великий виртуоз-скрипач, и все, кто приезжал в Венецию, восторгались "рыжим аббатом".
Вивальди писал много, был одним из самых модных композиторов своего времени. Он сочинял музыку быстрее, чем копировщик мог ее переписать. Понятно, что Вивальди был не беден - он жил на широкую ногу в хорошем доме неподалеку от Пьета. Дом этот, правда, не сохранился, сейчас на его месте гостиница "Локанда Вивальди".
Вивальди полагалось писать по две мессы и по два музыкальных оформления вечерни в год. Еще он должен был сочинять каждый месяц по два песнопения и любую музыку, которая потребуется для церковных праздников. Церковная музыка у Вивальди выходила такой же прекрасной, как и его инструментальные пьесы.
Параллельно он начал сочинять для театра. Он играл вместе со своим отцом в театре Сант-Анджело. Венецианцы обожали оперу. Они буквально помешались на ней, и однажды Вивальди взял месячный отпуск, чтобы написать оперу. Это была Ottone in Villa - впервые ее поставили в городе неподалеку от Венеции, и очень успешно. С тех пор Вивальди стал важной фигурой в венецианском оперном мире.
Для того чтобы быть уверенным, что его музыка исполняется в соответствии с его замыслами, Вивальди занял должность постоянного импресарио театра Сант-Анджело. Это была трудная работа. Он должен был сочинять оперы, нанимать певцов, продавать билеты и вообще руководить театром. К слову, первый в мире оперный театр был построен именно в Венеции в 1637 году.
И все же Вивальди был забыт на два столетия. Но теперь он один из самых почитаемых в мире композиторов, чьи музыкальные записи расходятся миллионными тиражами. Его музыка воскрешает для нас всю прелесть Венеции XVIII века.