Адрес статьи: www.sob.ru/issue666.html
Каждая европейская столица по праву гордится своим метро. Так уж исторически сложилось, что скоростной подземный транспорт – это не только средство передвижения, но и собрание архитектурных достопримечательностей, достойных внимания туристов. Как правило, приезжие попадают в метро чужого города случайно, но, плененные красотами европейских подземелий, нередко забывают о том, куда направлялись.
Одним из самых живописных и необычных метрополитенов мира по праву считается подземка Стокгольма – Tunnelbana, что в переводе со шведского означает "дорога в тоннеле". Сами шведы гордо называют его "самой длинной художественной галереей в мире". Общая протяженность линий стокгольмского метро – 110 километров, и абсолютно каждая из 101 существующих станций представляет собой уникальное произведение подземного дизайна. В создании стокгольмского Tunnelbana принимали участие более ста художников, архитекторов и скульпторов Швеции. Среди них были и признанные мэтры, и очень молодые творцы, непрофессиональные коллективы и даже студенты-первокурсники. Кроме того, над концепцией украшения метро работала команда психологов, которая и отбирала произведения искусства, способные избавить горожан от клаустрофобии и прочих стрессов, возникающих при ежедневном спуске на глубину. Так, в пещерах метро (тоннели подземки действительно пробиты в горных породах) появились разлапистые фигурки пингвинов, трехметровые изображения клоунов, изящные столы и стулья – образцы нового шведского дизайна, расставленные прямо на платформе, копии экспонатов самых известных музеев, замурованные в стены по соседству с расписанием поездов, и живописные мозаичные панно. А еще в стокгольмском метро периодически выступают бригады профессиональных комиков: их нанимает руководство транспортной компании, для того чтобы поднять пассажирам настроение.
Впрочем, чопорный Лондон считает, что идея приглашать выступать в метро профессиональных деятелей искусства принадлежит именно ему. И действительно, знаменитая акция "Поэзия в метро" была придумана в столице Великобритании. Кроме того, Лондон никогда не забывает о том, что именно его метро – старейшая в мире подземная городская железная дорога. Первая ее очередь, названная "Метрополитен-лайн", была открыта в 1863 году. Название этой линии превратилось во многих языках мира в нарицательное слово "метрополитен", обозначающее городскую систему внеуличного рельсового транспорта. Сами же англичане называют свое метро "подземкой" (Underground), а участки глубокого заложения – "трубой" (Tube). Исторические станции лондонского метро интересны, прежде всего, как памятники инженерного искусства, а ярчайшим образцом современной метроархитектуры можно считать Jubilee Line Extension (JLE) – продолжение лондонской Юбилейной линии. В свое время этот участок из 11 станций разбили на отдельные сегменты и раздали лучшим британским архитекторам, в том числе Норману Фостеру, Майклу Хопкинсу, Крису Уилкинсону, каждый из которых создал свою станцию. Кто-то совместил привычные платформы с магазинами, развлекательными центрами и ресторанами, кто-то создал гимн конструкциям. Визитной карточкой этой линии считается станция Canary Wharf: вход на нее решен Норманом Фостером как огромный прозрачный купол, больше напоминающий панцирь. Любопытно, что лондонское метро, в том числе и его самые молодые станции, признано съемочной площадкой номер один среди всех достопримечательностей Великобритании. Всего в британской подземке снимали кино более 200 раз!
Технические новшества не чужды и парижскому метрополитену, за которым прочно закрепилась слава смелого экспериментатора. В 1950-х здесь ради уменьшения шума и вибраций колеса метропоездов одели в резиновые пневматические шины, а не так давно в Париже открылась новая, полностью автоматическая линия, на которой поезда ходят без машиниста. Если вспомнить о том, что первый поезд парижской подземки, пущенный в июле 1900 года, состоял всего из трех деревянных (березовых) вагонов, можно уверенно сказать: французское метро сделало воистину колоссальный шаг к прогрессу. Один из символов парижского метро – кованые навесы в стиле ар-нуво над входами, созданные по проекту известного архитектора Гектора Гимара. До наших дней сохранилось 86 таких "воротец". Еще одна общепризнанная достопримечательность – станция Louvre-Rivoly, где в витринах выставлены копии экспонатов Лувра. Внимания туристов также заслуживает станция "Лионский вокзал", на которой устроена самая настоящая оранжерея.
Афинское метро официально стало называться так лишь недавно. В течение 130 лет его именовали Городской железной дорогой. Связано это с тем, что первая линия на окраинах города проходила по поверхности и лишь в самом центре уходила под землю. При сооружении тоннелей в богатейшем культурном слое столицы Греции археологи обнаружили множество античных артефактов, впоследствии образовавших музейную экспозицию, которая теперь демонстрируется на каждой станции афинского метро. Особенно впечатляет станция Синтагма, что у Парламента: здесь сохранен срез пласта афинской земли, где очень хорошо видны культурные слои последних двух-трех тысяч лет. Среди других объектов показа – древние подземные коммуникации и даже захоронения.
Будапештская подземка – первый в мире метрополитен, построенный сразу электрическим. Так уж сложилось исторически, что здесь существуют линии разного "калибра" – "узкая" и "широкая". Колея в обеих системах одинаковая, а вот габариты тоннелей и вагонов существенно различаются: "узкий" поезд может ходить по "широким" линиям, но будет иметь опасно большой зазор с платформами станций, а вот "широкий" поезд просто не влезет в "узкую" линию. С точки зрения туриста наиболее зрелищной является как раз историческая "узкая" Линия 1, на схемах обозначенная оранжевым цветом. Здесь пассажиры перемещаются на древних скрипучих составах из двух желтеньких вагончиков, более похожих на трамваи, чем метропоезда. Кроме того, почти на всех станциях оборудованы стенды и выставлены экспонаты, рассказывающие о строительстве этой линии.
Самое молодое метро в Европе – подземка испанского города Бильбао, прославившегося на весь мир благодаря необычному зданию Музея Гуггенхайма. Метрополитен для этого "оазиса искусства", состоящий из двух линий, в 1987 году начал проектировать сэр Норман Фостер. Здесь всего две линии, но каждая станция представляет собой воплощение строгости и функциональности стиля хай-тек, гармонии современных материалов, остроумной системы переходов и навесных платформ, благодаря чему подземка Бильбао почти так же сильно любима туристами, как и его наземные архитектурные достопримечательности.