Адрес статьи: Полина Бойцова
Говорят, что лондонский транспорт не только самый дорогой, но и самый сложный. Заблудившись в лабиринтах подземки или запутавшись в тарифных зонах, можно потерять целый день. Но мы все-таки попробуем разобраться, как правильно пользоваться столичными автобусами, трамваями и метро.
Автобусы, трамваи и лабиринты метро
Городской общественный транспорт в Лондоне развит прекрасно. Есть только одна проблема: разобраться в нем под силу лишь самому дотошному англичанину, впитавшему способность ориентироваться в самом старом и крупнейшем в мире метро с молоком матери. Схема лондонского метрополитена чрезвычайно запутана. 12 линий ветвятся подобно гигантскому кусту. Поэтому, прежде чем садиться в поезд, нужно посмотреть на его конечный пункт назначения. И старайтесь не потерять самообладание, когда по вашей линии пойдут поезда с совершенно другой ветки. Главное - помните вашу конечную и внимательно читайте информационное табло.
Помимо "подземки", в Лондоне есть и "наземка" - 5 линий городских поездов. Еще один скоростной рельсовый вид транспорта - поезд DLR (Docklands Light Railway). Составы, курсирующие без водителя, соединяют район бывших городских доков с центром и станциями метро.
И, конечно, по всему городу курсируют знаменитые двухэтажные автобусы. Однако это вовсе не те старые добрые "рутмастеры" без крыши. Их заменили современные закрытые автобусы, хоть и выкрашенные в традиционный красный цвет. Списанные на покой старожилы функционируют лишь в самом центре на паре исторических маршрутов. Красным автобусам составляют конкуренцию экспрессы зеленого цвета.
Полуночники могут воспользоваться специальными автобусами, курсирующими в темное время суток (причем некоторые маршруты полностью соответствуют дневным). В отличие от других городов мира, проезд на этом виде транспорта стоит столько же, сколько и днем.
Еще одним полноправным видом лондонского транспорта стали речные трамвайчики. Когда-то Темза была главной транспортной артерией столицы. Сегодня, конечно, она утратила свою роль, но в последнее десятилетие городские власти пытаются развить сеть перевозок по воде.
Чтобы выбрать оптимальный маршрут, можно воспользоваться программой-планировщиком на официальном сайте лондонского городского транспорта journeyplanner.tfl.gov.uk.
Зоны
Столичный транспорт курсирует по 10 концентрическим зонам. Правда, весь город - Большой Лондон - помещается в 6 зонах. Самая интересная для туристов и одновременно самая дорогая 1-я зона, в которую вошел весь центр английской столицы и подавляющее число городских достопримечательностей. Покупая билет, стоит учесть, что лондонский аэропорт Хитроу, как и пригороды Аксбридж, Апминстер и Орпингтон находится в зоне 6.
Билеты
Оплата проезда в Лондоне в последние пару лет несколько упростилась и перестала быть настоящей интеллектуальной игрой, когда нужно было рассчитывать стоимость в зависимости от времени и расстояния. Сейчас цена связана прежде всего с количеством пересекаемых зон. В начале этого года цены на городской транспорт в очередной раз поднялись, так что если вы бывали в Лондоне раньше, внимательно смотрите на стоимость. Быть может, в этот раз вам выгоднее купить другой проездной?
Стоимость поездки по 1-й зоне, если вы покупаете разовый билет - 4 фунта. В любой другой зоне - 3 фунта. Причем билеты автоматически проверяются не только на входе, но и на выходе. Непомерно высокие цены установлены специально: пассажиров хотят приучить к "умным" абонементам.
Как для местных жителей, так и для туристов очень полезна сине-голубая Oyster Card (pay as you go). Вам нужно лишь положить на счет этой специальной пластиковой карты определенную сумму (причем потом можно пополнять баланс), и она все посчитает сама. Преимущество этого абонемента в том, что он сам распознает наиболее низкую цену на маршруте и не позволит пассажиру отдать больше, чем бы он заплатил за дневной проездной, то есть, совершив в день примерно 3-4 поездки и заплатив за них, остальные турист сделает бесплатно. Знайте, что минимальный дневной порог различается в зависимости от того, пользуетесь ли вы транспортом в час пик. По этой карте можно ездить на метро, автобусах, трамваях, на всех городских и пригородных поездах и речном транспорте на Темзе. Если вы пользуетесь этим проездным, поездка в 1-й зоне будет стоить всего 1,8 фунта (против 4 фунтов обычного разового билета).
Другой проездной Travelcard можно купить на день, на неделю, месяц и год. Причем на 1 день - это бумажный билет, а если вы хотите приобрести этот проездной на более длительный срок, его просто занесут на все ту же Oyster Card. Travelcard позволяет совершать поездки в двух или более тарифных зонах на метрополитене, наземке, городских автобусах и трамваях, поездах DLR. По одному варианту этого проездного - Peak Day Travelcard - можно ездить весь день до 4.30 следующего утра, тогда как разновидность Day Travelcard в час пик не действует и продается лишь с 9.30 утра. Между тем, стоимость проезда в Лондоне постоянно меняется, иногда фиксированный тариф Travelcard может оказаться более выгодным, поэтому, чтобы понять, какой из проездных подойдет вам, сравните тарифы на Oyster Card и Travelcard: самые актуальные цены можно увидеть здесь.
На DLR используются собственные разовые билеты, но там же действуют и общие проездные. Купить билеты можно в автоматах, которые есть на остановках метро и автобусов. Проездные приобретаются на станциях, в Travel Information Centres и специальных Oyster Ticket Stops. К сожалению, купить билеты через Интернет или у агентов, как это могут сделать жители других стран, в России невозможно.
Такси
Лондонские таксисты, по опросам, признаны самыми приветливыми и лучше всего знающими город, а поездки в их машинах - наиболее безопасными. Впечатление портит только одно - стоимость проезда. В элегантных черных машинах работают настоящие профессионалы. Чтобы получить эту должность, они учатся несколько лет. Поэтому их услуги недешевы: за посадку берется порядка 2 фунтов, а далее - чуть меньше фунта за каждый километр пробега. К базовой стоимости добавляется доплата за каждого дополнительного пассажира и в том случае, если вы решили ехать ночью, в Рождество или Новый год. Таким образом, стоимость проезда из центра города до Хитроу может составить 45-50 фунтов. Стоянки черных кэбов находятся повсюду, рядом с большинством популярных туристических мест. Можно остановить машину и просто на улице. Если она свободна, на ее крыше будет гореть желто-оранжевое табло.
Если вы хотите сэкономить, не связывайтесь с дорогими черными "кэбами", ставшими одной из визитных карточек английской столицы. Лучше возьмите "миникэб" - дешевые машины. Но учтите, что заказы они принимают исключительно по телефону. Во время разговора с оператором осведомитесь о цене поездки: эти машины работают без счетчика. Ночью на улице можно поймать и частника-нелегала. Однако за сколько и куда именно он вас довезет, в данном случае, абсолютно непредсказуемо.