Находиться в Британии и не зайти в паб, ограничившись посещением музеев и магазинов, значит лишить себя удовольствия познакомиться с поистине уникальным явлением жизни туманного Альбиона. На протяжении многих столетий пабы являются тем местом, где встречаются жители страны и в радости, и в горе, где люди отдыхают после напряженного трудового дня, где за кружкой пива ведут неспешные беседы, где создана неповторимая атмосфера взаимопонимания и почтения друг к другу. Только здесь, пожалуй, можно по-настоящему почувствовать и понять отличительные черты характера англичанина, шотландца, валлийца, ирландца.
Пабы являются своеобразным символом британской демократии. Министр или член парламента, водитель такси или водопроводчик чувствуют себя здесь одинаково уютно и раскрепощенно. Человека любой профессии, любого достатка вежливо встретят окружающие, внимательно обслужит персонал заведения. Депутату палаты общин (аналог нашей Государственной Думы), намеревающемуся после очередного заседания "пропустить" кружку пива в ближайшем к Вестминстеру пабе, в голову не придет мысль забронировать столик. Его просто не поймут. Кто первым приходит, того первым и обслуживают. А там сиди за своим столиком сколько душе угодно, хоть с кружкой пива, хоть с чашкой "капуччино".
Пиво в интерьере
Что такое традиционный паб? Нарядное помещение с 15-20 столами. Стойка с шеренгой кранов, наполняющих кружки различными сортами местного светлого и темного пива, а также сидра. Всегда вежливый и улыбающийся бармен. Возможность поиграть в дартс (метание дротиков в мишень), в пул (местная разновидность бильярда), в бридж (английская карточная игра), в домино.
В современных пабах, особенно в крупных городах - Лондоне, Ливерпуле, Манчестере, Глазго - редко встретишь посетителей, развлекающихся метанием дротиков или игрой на бильярде. Вместо них - игральные автоматы и всевозможные компьютерные игры. Наряду с местными сортами эля (негазированное пиво), или, как здесь его называют, биттера, и различными видами портера или стаута, среди которых выделяется непревзойденный "Гиннесс", посетителям предлагают многочисленные сорта импортного лагера (охлажденного светлого пива). Есть и другие напитки - от безалкогольных до крепких (виски, джин, водка, коньяк, ром, текила). Широк ассортимент белого и красного сухого вина, вермутов и ликеров. Но в любом случае пиво остается "гвоздем программы", и бармен едва успевает наливать пинты (0,568 литра) биттера, лагера и стаута.
Ежедневно здесь выпивается около миллиона пинт этого целебного напитка. Хотя в моду, особенно среди молодежи, достаточно уверенно входит светлое импортное пиво, на сегодняш- l ний день конкуренции с "Гиннессом" выдержать никто не может. В Британии говорят: "Guinness a day, keeps the doctor away", что в свободном переводе означает: "Пьешь ты "Гиннесс" каждый день - и болезнь уходит в тень".
Пивная революция
Многие пабы связаны с жизнью и творчеством известных всему миру людей. Один из родоначальников английской литературы Джефри Чосер описал свои любимые пабы в знаменитых "Кентерберийских рассказах". Пабы времен Чарльза Диккенса можно изучать по многим его романам, в частности, по "Посмертным запискам Пиквикского клуба". Примеры можно бесконечно продолжать. Сюжеты многих, ставших классическими, произведений Шекспира, Теккерея, того же Диккенса, Ро- берта Бернса, по мнению исследователей их творчества, рождались именно в тавернах и пабах. Любимым пабом Диккенса был "George Inn", где великий писатель, потягивая густой английский эль, написал сотни страниц своих романов. Открытый в середине XVII века, этот паб, находящийся в Лондоне на улице 77 Borough High Street, и сегодня популярное место встреч англичан.
Но не только на писателей и поэтов снисходило вдохновение в местных пивных. Как известно, и Карл Марк, и Фридрих Энгельс большую часть жизни провели в Англии, изучая положение пролетариата. А где, как не в пабе, можно узнать о мыслях и чаяниях народа. Именно здесь, возможно, и шлифовалось учение, которое "всесильно, потому что оно верно". Да и Владимир Иль- ич, любивший бывать в английской столице, продолжая добрые традиции своих учителей, не прочь был опрокинуть пинту-другую местного пива. Может быть, как раз в пабах - "Crown", что на Clerkenwetl Green, и "Empress of Russia" на St. John's Sir. - зарождались идеи и планы, которые привели Россию к столь памятным событиям 1917 года. Одно только странно: почему Ильич, столь рьяно боровшийся с царизмом, выбрал пабы с названиями "Корона" и "Российская императрица"? Думаю, что когданибудь будут расставлены точки над "i" и в этом вопросе.