Турфирмы всегда относили посольство Великобритании к числу самых "сложных" - многим памятны огромные очереди из желающих получить визу в эту страну. Правда, в последние два-три года положение улучшилось: очереди на улице исчезли, перекочевав внутрь консульского отдела. И все же условия выдачи визы в Соединенное Королевство остались достаточно сложными. И получают ее далеко не все обратившиеся в посольство Великобритании и два ее консульства в России. С этой проблемы и начался разговор нашего корреспондента с заместителем руководителя консульской визовой службы, консулом посольства Великобритании в Москве Джеком Томпсоном.
Корр.: Каковы основные причины отказов? Всегда ли они обоснованы?
Д. Т.: Несколько лет назад парламент Великобритании одобрил сборник иммиграционных правил, применяемых во всем мире, в том числе и в России. Люди получают отказ, если они не подходят под эти требования, что объясняется им устно и письменно. Общее требование заключается в том, что каждый человек получает право въехать в Великобританию на основании того, что он упоминает в своей анкете. Соискатель визы должен оплатить свои расходы во время пребывания в стране и обязан покинуть ее сразу же после того времени, которое он указывает в анкете. Если это турист, то за него, как правило, визу делает турагентство. И в этом случае, чаще всего, виза ему выдается. Есть хорошие агентства, правильно заполняющие и вовремя подающие документы. Мы им рады. Но существует и "черный список" агентств (их около 15-20), которым нет смысла обращаться в посольство, поскольку в визе им все равно будет отказано. Когда-то они поступили нечестно, попытались нас обмануть, и с тех пор они для нас - нежелательные гости.
Корр.: Не могли бы вы назвать эти турфирмы?
Д. Т.: По этическим соображениям я этого сделать не могу. Это - конфиденциальная информация. Но такие фирмы есть, и мы их знаем.
Корр.: Возвращаясь к теме отказов: многие получили их после так называемого "интервью", то есть собеседования с визовым офицером. Говорят, что в последнее время на собеседование вызывается чуть ли не каждый второй. Чем объяснить столь пристрастное отношение к гражданам России? В некоторых фирмах утверждают, что виной всему августовский кризис, в результате которого многие россияне задумались о возможной эмиграции, в том числе в Великобританию.
Д. Т.: Уверяю вас, что наши визовые офицеры абсолютно беспристрастны. Никаких особых инструкций, связанных с вашим кризисом, они не получали. В прошлом году более 70% обратившихся за визой в посольство получили ее без собеседования. Почти 30% получили визы после интервью, причем 22,5% из них - после короткого разговора с визовым офицером, 7% были вызваны на длительное интервью, после которого 2,8% получили отказы. Таким образом, на интервью была вызвана не половина от всех обратившихся, а менее трети. И это связано чаще всего с тем, что некоторые турагентства плохо составляют заявки и не предоставляют исчерпывающие документы. Никакого особого ужесточения правил, связанного с кризисом в России, не произошло. Сложность в другом - до августа прошлого года, если у визового офицера возникали сомнения, он вполне справедливо требовал предоставления дополнительных справок. Например, о доходах, недвижимости и т. д. Сейчас это сделать сложнее, так как многие люди у вас потеряли работу и не могут получить соответствующую справку.
Корр.: Но если, например, российский безработный, имеющий деньги на поездку и содержание в Великобритании, хочет поехать в вашу страну... .
Д. Т.: Мы ему вежливо отказываем, мотивируя это тем, что он выбрал для поездки неподходящее время.
Корр.: То есть, безработный не может въехать в Англию?
Д. Т.: Может, но если он внятно объяснит причину въезда и уровень своих доходов. При этом нужно подчеркнуть, что это правило существует не только для граждан России, но и для всех, кто хочет приехать к нам.
Корр.: Намечаются ли какие-нибудь новшества в порядке выдачи виз в этом году?
Д. Т.: Насколько мне известно, наше правительство не собирается обсуждать этот вопрос. Все правила, как и стоимость консульского сбора (33 англ. фунта за однократную поездку) остаются прежними.
Корр.: Значит, остается и возможность запрета на въезд в Великобританию.
Д. Т.: Это не совсем верно. Человек, получивший отказ, может подать новое заявление хоть на следующий день. И, естественно, он получит новый отказ, если предоставит те же самые документы и не обоснует как-то по-новому свое желание. Кроме того, существует возможность апелляции, правда, только в двух случаях: когда данное лицо собирается на долгосрочное обучение или на ПМЖ. Такого права нет у "туристов". Апелляцию рассматривает старший визовой офицер и принимает соответствующее решение.
Корр.: Насколько мне известно, "отказники" автоматически попадают в компьютер посольства, а в их паспортах делаются соответствующие отметки, на которые при повторной подаче документов визовые офицеры обращают пристальное внимание.
Д. Т.: Совершенно верно. Но эта отметка не является препятствием для получения въездной визы.
Корр.: Некоторые наши читатели уверяют, что столь суровые требования предъявляются лишь в Москве, а, например, в Екатеринбурге получить английскую визу проще.
Д. Т.: Правила получения визы в Великобританию одинаковы как в Москве, так и в Санкт-Петербурге, и в Екатеринбурге, где находятся наши консульства. Не существует разных стандартов в разных консульствах. В прошлом году в консульство в Санкт-Петербурге было подано 14518 заявок и получено 637 отказов, в Екатеринбурге - 3 тыс. и 65 отказов. Открывать новые консульские отделы в других городах России в ближайшее время мы не планируем, так как те, что есть, вполне справляются со своей работой. Также (отвечаю на вопрос многих представителей турфирм) мы не планируем проводить специальную аккредитацию туристических фирм при посольстве. Знаю, что подобная практика существует, например, в посольствах Италии, Испании и некоторых других стран.
Корр.: Может быть, там аккредитация введена потому, что поток желающих выехать, скажем, в Испанию гораздо больше, чем в Великобританию?
Д. Т.: Визовая система не может быть везде одинаковой. Мы осуществляем предварительный контроль при выдаче виз, просеивая заявки. А в вышеуказанных странах основной контроль происходит не в Москве, а на границе или в самих этих странах. Что касается потока, то он действительно мал, скажем, по сравнению с Турцией. В самый "пиковый" для нас месяц, июнь, мы рассматриваем 13 тыс. заявок, а в январе - лишь 3 тыс. Причина же отсутствия аккредитации при нашем посольстве - все в той же вашей экономической ситуации, когда сегодня какая-либо фирма есть, а завтра она прогорела и закрылась. Мы и так уже много сделали для улучшения работы визовой службы. Например, значительно увеличили число сотрудников: сейчас их 54, из которых 11 - визовые офицеры.