Жизнь почти любого британского города раньше нельзя было представить без речных доков. Там была вечная суета, разгружались и загружались пароходы и баржи, там же они ремонтировались и строились. Но теперь все это в прошлом. Для перевозки грузов вместо рек и каналов используются главным образом железные дороги и автомобильные трассы. А доки повсеместно пустеют и разрушаются. На их месте строят суперсовременные бизнес-центры и отели...
Чуть ли не единственное место в Великобритании, где можно познакомиться с историей каналов и речного судоходства и поглядеть на действующие доки, - это Музей водных путей в Глочестере, что в полутора часах езды на поезде от британской столицы.
Заплатив за взрослый билет 4 фунта (детский билет стоит 3, семейный, рассчитанный на двух взрослых и двух детей - 10 фунтов), посетитель музея узнает о том, как строились каналы и шлюзы, описанные Джеромом К. Джеромом в его знаменитой повести "Трое в лодке, не считая собаки", как в них поддерживался порядок. Очищать судоходные каналы от тины и ила в те времена было совсем не просто. В одном из залов музея выставлена целая бригада мрачных восковых фигур смотрителей-чистильщиков в брезентовых плащах, вооруженных черпаками и граблями.
Однако в музее разрешается не только смотреть на экспонаты, но и пробовать их в "деле". Можно примерить допотопный бронзовый водолазный шлем или подергать рычаги парового крана, перегружавшего сто лет назад тюки с барж на склад. Можно покрутить ручку старинной лебедки. К сожалению, в декабре нельзя прокатиться на паровом катере прошлого века и постоять, с разрешения капитана, у его штурвала. Зимой всякое движение на речках и каналах вокруг Глочестера замирает. Навигация закрывается до апреля, и катер сейчас стоит в сухом доке.
Но для любителей технической старины, которые сгорают от желания покрутить какие-нибудь рычаги, выход есть. Любой служитель музея покажет посетителю место, где установлен паровой буксир, таскавший за собой караваны барж в начале нашего столетия. Таким судном управляли с помощью длинного румпеля. Держась за этот рычаг, посетитель хоть на пятнадцать минут может почувствовать себя настоящим капитаном. Запустить паровую машину, дать гудок и попробовать провести судно узкими извилистыми каналами древнего города Глочестер.
Конечно же, туристу, взявшемуся рулить буксиром, не надо бояться врезаться в берег или столкнуться с другим судном. Паровой буксир - это всего лишь макет, причем не всего судна, а только его кормы. Установлен он в одном из музейных залов. На широкий экран, развернутый перед посетителем, проецируется нос буксира, русло реки, идущие навстречу баржи и проходящие мимо берега. Компьютер заставляет перемещаться нос судна на экране в соответствии с движениями рычага управления.
Если новоявленный "капитан" совершит промах и протаранит идущий навстречу пароход, то раздастся скрежет лопнувшей обшивки, заревет сирена и экран опустеет - по нему поплывут вверх воздушные пузыри. Стало быть, "капитан" баржу утопил. Жаль, но ведь можно все начать сначала.
Правда, как говорят смотрители музея, провести баржу из каналов Глочестера в реку Сэверн (таков путь, заложенный в программу компьютера) удается только настоящим капитанам. Да еще мальчишкам из ближайшей начальной школы, которые проводят за тренажером почти все свободное время и уже приобрели высокую квалификацию.