Когда-то давно я прочитала слова христианского теолога Августина Блаженного о том, что "мир - это книга, и те, кто не путешествует, читают лишь одну ее страницу". Тогда я подумала, что эта книга настолько прекрасна, что ее надо постараться прочитать по возможности с начала до конца, ну или хотя бы ее самые яркие и интересные страницы. Одной из таких страниц для меня стала поездка в Великобританию, точнее - стажировка в Рохэмптонском институте.
Побывать в Англии было моей несбыточной мечтой с детства, когда за границу ездили лишь самые лучшие пионеры и самые примерные комсомольцы. Однажды я уже попробовала мечту осуществить: получила приглашение от английских знакомых и пошла в британское посольство за гостевой визой. В визе мне отказали, и я поняла, что в Англию я, видимо, уже не попаду.
Но совсем недавно меня решил послать на стажировку вуз, в котором я преподаю английский. У института появился в Британии партнер - Рохэмптонский институт. Оформление всех документов взял на себя мой институт, поэтому визу мне дали без проблем.
Английский я изучала всю жизнь. Тем не менее когда я наконец оказалась в Англии, было как-то странно, что меня понимают...
Немного биографических сведений о Рохэмптонском институте. Он создан в 19 веке. Состоит из четырех колледжей - Southlands, Whitelands, Digby, Froebel. В первых двух колледжах изучаются естественные науки и социология. Digby и Froebel - старые педагогические колледжи.При них работают подшефные школы, в которых студенты проходят практику. Обучение в институте длится 3 года и заканчивается выдачей диплома и присвоением степени бакалавра педагогики. Только с таким дипломом и степенью человек имеет право работать преподавателем в английских учебных заведениях.
В институте учатся студенты из разных стран - самой Великобритании, Испании, Германии, Италии, Венгрии. Россиян там никогда не было. Кто-то приезжает на семестр, кто-то на год, а кто-то на все три года. Для зарубежных студентов ничего нового в институте не было: они лишь продолжали учить то, что учили у себя дома. Я же первый раз в жизни могла выбрать то, что мне хотелось: педагогику, социологию, немецкий язык, компьютерную технику, семинары по методике преподавания, историю английского языка, детскую английскую литературу.
Хотя формально я считалась представителем "Teaching Staff" (преподавательского состава института), я, как и все студенты, жила в общежитии. Там-то я и узнала, что такое студенческая жизнь по-английски.
Утро английского студента начинается с сосиски с фасолью в томатном соусе, поджаренного яйца, тостов с мармеладом, сока, чая или кофе. На завтрак лучше не опаздывать, так как иначе достанутся только тосты с мармеладом. Но не стоит слишком огорчаться по этому поводу - в 11.30-12.30 вся учеба прерывается на ланч. У меня создалось впечатление, что англичане постоянно что-то жуют: в основном большие бутерброды, сладкие булочки, а некоторые предпочитают и что-то посытнее.
Сам процесс обучения в английском институте отличается от принятого у нас. С одной стороны, студенты тоже ходят на лекции и семинары. Но это не главное. Главное - самостоятельные изыскания, которые заканчиваются написанием эссе (по всем предметам) и сдачей письменного экзамена в конце семестра.
По сравнению с нашим педагогическим образованием обучение в Британии более узкое, лекции менее содержательны, нет такого количества материала по истории педагогики и методикам преподавания. Только недавно в программе появились (в общем виде) различные психолого-педагогические концепции и методики. Например, на одном из семинаров для учителей младших классов мы изучали концепцию Выготского.
Студента не заставляют учиться: предполагается, что, раз он пришел в институт, то это ему для чего-то нужно и учиться он хочет. Мотивация и так называемая "feedback" (ответная реакция, обратная связь с преподавателем) - отличительные качества британского студента.
За те полтора месяца, что я провела в педагогическом колледже в Англии, на семинарах то и дело говорили о "важном принципе преподавательской работы". Кто бы мог подумать, что этот принцип - инспектирование. То есть то, что всегда ругали в советской педагогической системе. Правда, в Британии инспектирование и открытые уроки используются не для того, чтобы отыскать ошибки в работе преподавателя и за это его наказать, а наоборот, чтобы помочь своему коллеге и гарантировать качественное образование школьникам и студентам.
Заканчивается студенческий день обедом в 5.30 вечера - обычно это вегетарианская или мясная пища с салатом, фруктами и пудингом. И так изо дня в день...
Но кажущееся однообразие отнюдь не смущает англичан. Они как-то умудряются делать все без напряжения и жить в свое удовольствие. Свободно передвигаются по стране и по Европе, с удовольствием знакомятся и общаются.
На протяжении полутора месяцев я не переставала удивляться доброжелательности англичан, улыбающихся, благодарящих и извиняющихся всегда и везде. Но одновременно всегда чувствовалась и дистанция: англичане очень трепетно относятся к своему и чужому privacy. Другое дело итальянцы и испанцы - эмоциональные, открытые... Вот они-то и стали моими настоящими друзьями.