Адрес статьи: www.vokrugsveta.ru/country/?item_id=431&tv=1
Посылая сэра Артура Филлипа и первую партию каторжников на освоение Австралии, английское правительство плохо представляло, куда, собственно, отправляются эти люди. Единственными достоверными сведениями о новой южной земле в 1787 г. можно было считать доклад капитана Джеймса Кука, сделанный им, правда, за 18 лет до прибытия в Австралию первого английского флота.
Блистательный первооткрыватель подробно описал все, что ему удалось увидеть на удивительном континенте аборигенов и кенгуру. Единственным недостатком было то, что все эти описания касались исключительно узкой полоски восточного побережья континента от теперешнего Сиднея до большого барьерного рифа и залива Карпентария. В глубь материка Кук, естественно, не добрался. Он ведь все-таки был мореплавателем, и не имел возможности исследовать такую большую землю. Справедливости ради нужно отметить, что даже если бы он и попытался это сделать, то скорее всего потерпел бы неудачу. Ведь даже через полвека после высадки первых колонистов внутренние районы Австралии все еще представлялись новым жителям чем-то загадочным и недоступным.
Даже через голубые горы, расположенные непосредственно вблизи Сиднея, австралийским исследователям удалось перейти только в 1813 г. при пятом австралийском губернаторе Лаклане Маккуори, через 26 лет после основания колонии. До этого Голубые горы просто никто не мог преодолеть. Дело в том, что они очень сильно изрезаны неприступными каньонами, чуть ли не равными по своей глубине высоте этих самых гор. За ними, кстати, оказались великолепные луга и пастбища. Их обнаружение сделало возможным массовое разведение скота и вывело в дальнейшем Австралию на передовые позиции в этой области сельского хозяйства. Многочисленные фермеры и скваттеры ринулись на освоение обнаруженного богатства.
А приток колонистов тем временем продолжался. Правда, все новые города, такие как Мельбурн или Аделаида, возникали опять-таки на побережье в местах высадки поселенцев. Непроходимые дебри мангровых лесов, джунглей, дождевого леса или засушливые пустыни в центре совершенно не располагали колонистов к строительству поселений в глубине континента. Из-за отсутствия точной информации рождались самые фантастические теории. Например, некоторые ученые полагали, что в центре Австралии находится огромное море. Практически все обнаруженные к тому времени реки текли на запад, из чего и был сделан вывод, что они впадают в какой-то крупный внутренний водоем. Как мы теперь уже знаем, все это оказалось полной ерундой. Но тогда это еще нужно было доказать. Чем и занимались многочисленные естествоиспытатели, ученые-натуралисты или просто искатели приключений и авантюристы.
В 1840 г. на поиски этого моря отправляется экспедиция Эдуарда Джона Эйра. Исследователи предпринимают титанические усилия, однако ничего, кроме красных песков и засоленной высохшей земли, непригодной для жизни, им обнаружить не удается.
Четырьмя годами позже на исследование болотистых северо-восточных областей - Квинсленда отправляется немецкий путешественник-романтик Людвиг Лейхгардт. Его первую экспедицию, несмотря на гибель от рук аборигенов натуралиста Джона Гилберта, вполне можно назвать успешной. На путь от Брисбена до Порта-Эссингтона длиной более пяти тысяч километров экспедиция потратила 14,5 месяца. Лейхгардт становится австралийским героем. Он принес с собой очень интересные сведения, а его, между прочим, никто уже и не ожидал увидеть живым. Тщеславный немец не останавливается на достигнутом. В 1848 г. он отправляется в очередную, на этот раз роковую для него и всех его спутников, экспедицию. Лейхгардт задумал пересечь континент с востока на запад. Его сопровождали два аборигена, четверо белых, 50 быков, 20 мулов и 7 лошадей. 4 апреля он написал свое последнее письмо с овцеводческой фермы в четырехстах километрах от Брисбена и исчез навсегда.
На его поиски было отправлено девять крупных экспедиций и множество мелких поисковых групп. Однако все, что им удалось обнаружить, говорило о трагическом финале немецкого путешественника и его людей. В середине июня 1852 г. в районе реки Уоррего были обнаружены следы стоянки и дерево с вырезанными буквами - L и XVA. Это, скорее всего, означало "Лейхгардт" и "15 апреля". Было еще несколько свидетельсв, но никаких точных сведений получить не удалось. По одним данным, всю небольшую экспедицию уничтожили аборигены, которым не понравилось, что их же соотечественники из сопровождения Лейхгарда начали приставать к их женщинам. Впрочем, также существует версия, что причиной гибели стал бурный разлив реки Диамантина и Купер-Крик. Людвиг Лейхгард предпочитал передвигаться по руслам рек - так было проще находить пищу и, естественно, воду.
Как сказал австралийский писатель Гордон Коннел: "Их судьба, эта великая тайна в истории открытия моей страны". Тем не менее, надо признать, что своим загадочным исчезновением Лейхгард принес гораздо больше пользы, чем всеми своими научными открытиями. Именно его гибель и стала катализатором для пополнения знаний об этих малоисследованных районах Австралии другими.
Через двенадцать лет после исчезновения Лейхгарда была предпринята еще одна грандиозная и тоже трагическая экспедиция. Роберт ОХара Берк и Уильям Джон Уилс решили пересечь материк с юга на север - от Мельбурна до залива Карпентария. Все предприятие было тщательно подготовлено. На пути следования были оставлены запасы еды. Исследователям почти удалось достичь поставленной задачи. Они дошли до побережья и даже слышали шум моря. Но пробиться сквозь непроходимые леса им не удалось. Пришлось возвращаться назад. Но совершить вторичный переход в обратном направлении уже не получилось, и Берк и Уилс скончались от физического истощения.
Так или иначе, но стараниями многих отважных путешественников центральная часть Австралии наконец-то была более или менее исследована. Была поставлена жирная точка в споре о существовании внутреннего моря. Но главный парадокс, пожалуй, заключается в том, что большую часть всех интереснейших открытий совершили именно локальные спасательные и поисковые экспедиции, которые отправлялись на поиски пропавших без вести или трагически погибших первооткрывателей.