Швейцария. Райский уголок Альп

20.02.2013 13:54
Печать
У россиян существует мнение, что «Швейцария – это дорого» и отдых там «не под силу среднему  россиянину». Сейчас я готов с этим поспорить. Я говорю сейчас, ведь моя давняя мечта своими глазами увидеть «все прелести швейцарской жизни» наконец-то осуществилась. В начале декабря, по приглашению Национального офиса по туризму Швейцарии, группа российских журналистов совершила путешествие по этой уютной горной стране. Мы побывали на нескольких горнолыжных курортах, где успели даже открыть сезон и на равнинной части Швейцарии, в прекрасном городе – Цюрихе, расположенном на берегу красивого озера.

Цюрих вполне оправдывает название банковской столицы Швейцарии – такого количества дорогих авто в одном месте вы не увидите более нигде. И, если вы приехали не для размеренного отдыха, то мы совершим небольшую прогулку по местам, где можно «пощекотать» нервы и добавить в кровь порцию адреналина – на знаменитых горнолыжных курортах этой прекрасной альпийской страны.

Но, все по порядку. Вылетели из Питера в Цюрих мы на воздушном лайнере швейцарской авиакомпании Swiss International Air Lines. На борту лайнера мы ощутили все прелести швейцарского сервиса: отличное питание в сочетании с прекрасными швейцарскими винами,  внимание со стороны стюардесс, практически над каждым креслом был расположен телеэкран. В аэропорту Цюриха, одного из самых современных и удобных аэропортов Европы, быстро пройдя таможенный контроль и получив в паспорт очередной штамп, мы оказались перед распахнутой дверью красивого… вагона поезда.

Загрузив багаж, и удобно расположившись в креслах, мы отправились в путь. А путь наш лежал в горы, на знаменитые горнолыжные курорты Церматт, расположенный на границе с Италией, и стильный Санкт-Мориц. Впереди было три с лишним часа дороги и в вагоне поезда вспомнился наш перелет.

Действительно, авиакомпания Swiss является одной из ведущих авиакомпаний мира. Удобное расписание по Европе с минимальным временем стыковок в Цюрихе, широкая маршрутная сеть  по всему миру – 75 направлений, онлайн бронирование, кресла бизнес-класса на межконтинентальных перелетах или свободное в середине на европейских рейсах. Это были приятные воспоминания. Но вот наш поезд с секундной точностью (кстати, железнодорожное сообщение в Швейцарии отличается этой особенностью) прибыл в Висп. Смена платформы, пять минут и мы снова в пути. Впереди – Церматт, входящий в число лучших курортов Альп, расположенный в красивой долине, на высоте 1620 м. 

 

Когда мы прибыли на курорт Церматт, нас поселили в симпатичный отель Best Western Alpen Resort категории 4*, обладающий прекрасной зоной Spa, бассейном и уютными номерами. Кстати, в Церматте великолепные возможности по размещению. Туристы могут выбрать из трех отелей категории 5*, тридцати четырех отелей категории 4*, тридцати шести отелей категории 2*, не говоря уже и множестве двухзвездочных отелей и целом «списке» резиденций и шале. 

На следующий день нас ожидал знаменитый Matterhorn (4478 m), принадлежащий сразу двум странам – Швейцарии и Италии.  Зона катания обширна, трассы на любой вкус и цвет: от простых «зелёных», до крутых – «черных». Погода была отличной: солнце отражалось от сверкающей вершины величественного  Маттерхорна. Величественную гору Маттерхорн ни с чем не перепутать. Ее запоминающийся вид может узнать любой, кто хоть раз его видел (даже хотя бы на картинке). Поднялись на высоту 3900 м. Появилось некоторое ощущение недостатка кислорода в воздухе (от резких движений ощущение некомфортности), но, мы здесь не задерживались долго, а с чувством восторга от окружающей красоты, устремились вниз по «красным» и «черным» трассам.

Рекомендую новичкам, прежде чем подняться на эту высоту, некоторое время потренироваться внизу. Система подъемников просто великолепна. Их количество позволяет избежать очередей даже в «высокий» сезон.  К великому сожалению, трассы с перевала на плато Rosa (3480 м) в итальянскую Червинию еще не были открыты, и мы лишились возможности в полной мере ощутить все прелести единого ски-пасса для катания в двух странах…

Зато сразу после катания и вечером, в Церматте можно «оттянуться» по «полной программе». Масса ресторанчиков, баров, дискотек широко распахивают перед вами двери, приглашая принять участие в некотором «действе», именуемом “Apre Ski” («Апре Ски»), что в переводе с французского означает «после лыж». И «действо» это, в зависимости от физического состояния его участников, может продолжаться аж до выхода на склон утром следующего дня. Мы часто встречали некоторых участников «Апре Ски», возвращавшихся в отели уже утром, когда мы после завтрака шли на подъемники, чтобы начать свой новый катальный день.

Кстати, в Церматте, запрещено использование любого автотранспорта и воздух здесь абсолютно чист и прозрачен. По курорту все передвигаются на электромобилях.

Быстро пролетели три дня и пора было собираться в дорогу, которая в конце концов привела нас  на еще один курорт – не менее знаменитый и более фешенебельный - St.Moritz (Санкт-Мориц).

Но, вначале о дороге.

Дороги в Швейцарии (я имею в виду – железные, так как их сеть и организация движения заслуживают всяческих похвал – я уже немного упомянул об этом в начале) производят неизгладимое впечатление на человека, впервые воспользовавшегося их услугами.

Можно прямо в международном аэропорту Цюриха или Женевы, приобрести «волшебный билет» под названием Swiss pass, сесть на поезд (а поезда отправляются каждые несколько минут), и с удобством, быстро и комфортно, добраться до выбранного вами города или курорта в любой части страны. Если правильно спланировать свой маршрут, то даже пересадка в пути займет не более нескольких минут. Еще несколько добрых слов о едином билете Swiss Pass- этот универсальный документ дает вам возможность проезда не только на поезде, но и на общественном транспорте в городах, на фуникулерах, а также предоставляет возможность  на курортах получить значительную скидку на покупку Ski Passa.  Можно купить билет на любое количество дней, которое вы планируете провести в Швейцарии, причем возможен «скользящий» график его использования. Это в случае, если вы не собираетесь быть в пути ежедневно. Просто в специальной графе вписываете дни предполагаемых поездок и…  в путь!

 А путь из Церматта в Верхний Энгадин, где и расположен Санкт-Мориц, нам предстояло проделать на очень красивом панорамном поезде - Ледниковом Экспрессе. Расстояние в 290 км поезд преодолевает за 7,5 часов. Разумеется, есть и более быстрые варианты путешествия, но они не так прекрасны, как путешествие на панорамном поезде, маршрут которого проложен через швейцарские Альпы. Здесь само путешествие становится целью. Наверх, на перевал Оберальп (2033 м), вниз в каньон, где Рейн берет свое начало, через 91 тоннель и по 291 мосту.

Дневное путешествие на Ледниковом экспрессе дарит вам массу впечатлений. Панорамные вагоны позволяют постоянно и беспрепятственно в течении всей поездки, любоваться  картинами альпийских озер и лугов в снежном убранстве, панорамой величественных гор, прорезанных глубокими ущельями и покрытых девственными лесами. Вы увидите неприступные скалы и низвергающиеся с них водопады, проедете мимо пологих равнин и разбросанных  тут и там горных деревушек. Впервые по этому маршруту Ледниковый Экспресс прошел еще в 1930 году. Без всякого сомнения, это путешествие доставит вам массу удовольствия и оставит неизгладимые впечатления.

Но вот мы прибываем на вокзал Санкт-Морица, потрясающего курорта кантона Граубюнден, где очень любят проводить время «сильные мира сего». На курорте запросто можно встретить, к примеру, принца Чарльза и его сыновей, прогуливающихся по набережным прекрасного озера, или «наматывающих» километры трасс. Возможна тут встреча с особами и не царских, но не менее родовитых и знаменитых кровей. Ведь Санкт-Мориц кроме горнолыжного, носит статус еще и термального курорта. Курорт разделен озером как бы на две части – Dorf  и Bad.

В DORF’e  проложено максимальное количество трасс в зоне катания Korviglia, которые дополняют трассы  Corvatch’a  разных категорий сложности (всего на курорте их около 250 км), а в BAD’e  «катальщики» получают  полную релаксацию после напряженной «работы» на склоне.

Представьте себе такую картину. Девять часов утра. Горнолыжный люд «пачками» вываливает из гостиницы и мчится к подъемникам: «чайники» устремляются к «бугелям», на пологие склоны, ну, а те, кто хочет с утра пораньше «хлебнуть» свежего ветра и добавить в еще не разогретую кровь адреналина, несутся, опережая товарищей, к кресельным и гондольным подъемникам.   При входе на подъемник пыл приходится немного поумерить: пропускной автомат нельзя проскочить сходу – необходимо предъявить свой Ski-pass. И вот, успешно преодолев «преграду», вы опускаетесь в кресло подъемника.

Проходит пара секунд, и вы уже «плывете» в полнейшей тишине в небеса. Ласково светит солнце и греет вам спину, на небе ни облачка и вам кажется, что все то, что осталось внизу – нереально.

Есть магия пространств и настроений:  насвистывая ностальгический мотивчик «здесь вам не равнина…», держишь путь наверх, к самой макушке, и с каждой новой сотней метров чувствуешь, как отпускает все то, что по инерции камнем висело в день приезда. Работа, незаконченные дела,  семейные проблемы – все вытянуто из тебя, впитано и усвоено гигантскими пространствами снега и льда.

Но вот ваш «корабль» причаливает на верхней станции, в царстве вечных снегов, практически у подножия вертикальной стены, возвышающейся над вами на сотни метров.  Перед вами открывается фантастическая картина, вы очарованы и не можете сдвинуться с места, забывая, зачем поднялись на такую высоту.  А, поднялись вы для того, чтобы щелкнув замками фирменных креплений, с упоением в сердца, ринуться вниз по прекрасным снежным полям.  Получить несказанное удовольствие от свиста ветра в ушах, от потрясающих по красоте картин сверкающих на солнце снежных вершин вокруг, от радостных улыбок окружающих вас и таких же счастливых горнолыжников. И вы счастливы вдвойне.

На трассах Санкт-Морица дважды проводились зимние Олимпийские Игры и четырежды  Чемпионаты Мира по горнолыжному спорту. Катаясь по этим склонам, нам удалось  посмотреть соревнования женщин по скоростному спуску. Наблюдать воочию соревнования профессионалов высшего уровня оставляет  неизгладимое впечатление 

Как и на любом швейцарском курорте, вдоль трасс разбросано большое количество первоклассных «ресторанчиков», где можно не только «заморить червячка», но и выпить чашечку кофе или бокал горячего швейцарского вина со специями.

После катания «горнолыжный» народ спешит посетить модные бутики известных марок и брендов, которые тут встречаются на каждом шагу, а далее, ближе к вечеру, спешат занять место в одном из модных ресторанов, кафе или баров.  В отличие от Церматта, протянувшегося вдоль горной долины, Санкт-Мориц выгодно отличается своей компактной планировкой и предлагает своим гостям размещение в 162 отелях, из которых 7 имеют категорию 5 звезд, 24 - категорию 4 звезды, 46 категорию 3 звезды  и 85более низкую звездность, а также почти в 2 тысячи апартаментов. 

У швейцарских горнолыжных курортов есть одна общая черта – они не только поддерживают традиции альпийского гостеприимства, но и всегда гарантируют сервис на высшем уровне.

Закончилось наше краткое путешествие по Швейцарии там же, где и начиналось, – в аэропорту Цюриха. Здесь нас ожидал уже знакомый лайнер авиакомпании Swiss, доставивший нам столько приятных минут в полете. С грустью восклицаем: “До свидания, Швейцария!»

 

Текст: Станислав Дьяковский

 

Туристический портал www.100dorog.ru  выражает благодарность Национальному Туристическому офису Швейцарии и, персонально, Йонасу Эттлину  и Марии Макаровой за прекрасно организованную поездку.