Маяк Кыпу

E-mail Печать PDF

Маяк Кыпу, находящийся на Хийумаа - втором по величине острове Эстонии, является самым старым в мире работающим маяком. Он начал действовать еще в 1531 году. Высота маяка 36 м над уровнем земли и 102 м над уровнем моря его свет виден на море на расстоянии в 35 морских миль.

В эстонском языке слово Koop, родительный падеж kopu (кыпу), означает «тихий звук». Прежде маяк был более известен под названием Дагерорт – из шведских dag– «день» (dager – «день, дневной свет, свет») и ort – «место, край, пункт», а также «мыс».

Официально время постройки маяка относится к началу 15 в. (периоду расцвета Ганзейского союза). Строительство башни началось в 1505 и продолжалось с перерывами 26 лет. Впервые костер на верху башни зажгли в августе 1531. Уже в то время башня маяка представляла собой четырехгранную призму с массивными контрфорсами по направлениям главных делений компаса. До высоты 24 м башня состояла из сплошного булыжного камня, связанного крепким цементом. Всего в тело башни было уложено более 5000 кубометров камня, и ее общий вес составил почти 12 тыс. тонн. На высоте 24 м находилось нижнее помещение с 2 окнами, ориентированными на восток и запад, в котором размещались служители. Над этим помещением было еще одно, в котором имелась лебедка в виде деревянного шпиля на железной оси, шкива и троса для подъема дров. Позднее по восточному контрфорсу башни устроили деревянную лестницу. Над верхним помещением находилась площадка, на которой на решетке раскладывали костер из сухих смолистых дров. В тихую и ясную погоду огонь был виден на 15 миль, однако в бурную погоду огонь часто заливало дождем и разбрасывало ветром.

Первые письменные свидетельства о маяке встречаются у Виттенбурга (1644). Эту башню видели также Дилих (1604) и Олеариус (1635). При шведах Дагерортский маяк был отдан на арендное содержание Тимену Корнелису. В 1659 маяк был надстроен, и его высота достигла 36,5 м. В 1660 граф Аксель Юлий де-ла-Гарди купил у шведского правительства за 38000 риксталеров весь остров Даго, вместе с маяком, и принял на себя обязательство освещать его с вознаграждением в 800 риксталеров.

При Петре I со всех кораблей, следовавших мимо Даго в Ревель, Нарву, Выборг и Ниеншанц, собирали «огневые деньги». В то время маяк освещался регулярно с 15 августа по 30 декабря, а также с 15 марта по 30 апреля. Таким образом, Дагерортский маяк – первый в русских водах Балтийского моря маяк, служивший для целей коммерческого судоходства.

В 50-х годах 18 в. огонь поддерживался с середины марта до конца апреля, затем с середины августа до конца года, причем зажигали его спустя час после захода, а тушили на час ранее восхода солнца. В 1766 маяк был передан графине Эббе Маргарите Штенбок вместе с имением Хоренхольм. В 1792 это имение купил барон Роман Унгерн-Штернберт. Он просил у государства 5000 рублей серебром ежегодно на освещение маяка. Дело в том, что тогда для поддержания огня требовалось около 2000 куб. саж. дров в год. За многие годы существования маяка весь лес вокруг него вырубили, и дрова приходилось доставлять издалека, причем с подъемом в гору. Однако из казны поначалу выделялось всего по 3000 руб. В 1796 государство платить вообще перестало, но барон поддерживал освещение маяка до 1805, распределив поставку дров между жителями ближайших крестьянских дворов, освободив их от других работ.

В 1805 российское государство приняло на себя освещение маяка. Сразу же после этого началась капитальная перестройка башни. Ее отремонтировали, покрасили в белый цвет. В южном контрфорсе в каменной кладке вырубили ход наверх, устроив там каменную лестницу. Говорят, года 3-4 назад, пьяный фин слетел с самого верха, пересчитал все ступеньки и отделался сломанной рукой.

Оба служебных помещения восстановили, а на верхней части башни общей высотой около 35 м поставили фонарь, освещаемый 23 масляными лампами с посеребренными рефлекторами. Не освещалась только восточная сторона. В 1845 над светооптическим аппаратом устроили деревянное фонарное сооружение со стеклами. В 1854 башню снова отремонтировали, заделав появившуюся на вершине трещину. В то время маяк освещали каждую ночь с 1 июля по 1 мая следующего года (10 месяцев в году). Лампы зажигали строго в момент захода солнца и тушили не ранее восхода.

В 1859 фактически возглавлявший русский флот на посту управляющего Морским министерством великий князь Константин Николаевич (сын Николая I) в звании генерал-адмирала принял решение о замене осветительного аппарата маяка на более совершенный аппарат френелевского типа 1 разряда с проблесками. В соответствии с этим решением 1 мая 1860 был введен в действие такой вращающийся аппарат с видимостью огня на расстоянии до 50 км. Аппарат, изготовленный на заводе Лепота в Париже, приводился в равномерное движение со скоростью 1 оборот в 4 минуты с помощью часового механизма с гирей. В аппарате находилась одна лампа системы Карселя с 4 концентрическими светильнями. Очищенное сурепное масло подавалось в лампу с расходом около 0,5 кг/час насосом, приводившимся в действие тем же часовым механизмом. Если масло в лампе заканчивалось, то начинал звонить колокольчик внутри аппарата. Аппарат, размещенный на площадке с чугунной галереей, защищал цилиндрический фонарь высотой около 3 м с большими зеркальными шлифованными стеклами. Маяк обслуживала команда из 7 человек нижних чинов, один из которых находился наверху постоянно.

В 1869 контрфорс, в котором находилась лестница, покрыли досками. В 1883 на маяке установили телеграфную станцию, для чего при маяке специально построили деревянный дом. Около маяка имелась спасательная станция, в составе которой находились два спасательных бота-крейсера «Великий князь Константин Николаевич» и «Великий князь Алексей Петрович». Они должны были по очереди держаться наветренной стороны банки Некмангрунд и предупреждать суда, подходящие слишком близко к банке, а также оказывать помощь терпящим бедствие. Боты были окрашены красной краской, имели слово «Некмангрунд», написанное большими белыми буквами на бортах. Боты были оснащены коричневыми парусами и ревунами для подачи звуковых сигналов.

В 1898 телеграфное оборудование сняли и вместо него разместили телефонную станцию. В 1900 на всемирной выставке в Париже приобрели новейшую французскую свето-оптическую систему, которую установили на маяке в 1901. Система приводилась во вращение при помощи подвешенного груза 400 кг. В составе светооптического аппарата имелась керосино-калильная светооптическая установка, которая вращалась в ртутной ванне практически без трения. В 1901 выполнили очередной капитальный ремонт башни, кладовых, других зданий и сооружений. В 1940 к маяку подвели ЛЭП от государственной сети.

Во время Второй мировой войны башня маяка сильно пострадала, фонарное сооружение и оптический аппарат были разрушены. Однако благодаря прочным каменным стенам повреждения башни не стали фатальными, и ее удалось быстро восстановить. В последующие годы навигационное оборудование на маяке подверглось существенной модернизации. В частности, в 1949 на маяке смонтировали неподвижную светооптическую систему, а в 1963 – поставили более совершенную оптическую систему ЭМВ-3.

Полный капитальный ремонт маяка был произведен в 1957. В начале 1970, затем в 1979...1981 годах в связи с прогрессирующими разрушениями неоднократно производился ремонт наружных стен, однако полностью остановить процессы разрушения отдельных мест кладки стен не удалось. В 1982 снова провели капитальный ремонт башни вместе с благоустройством территории маяка. Одновременно был установлен светооптический аппарат ЭМВ-930М с дальностью видимости огня 26...30 миль.

Сейчас маяк - достопримечательность острова. Кроме самого маяка здесь можно увидеть место жительство его владельца, баню, а также машинное помещение, и все это входит в список объектов архитектурного наследства.

Источник www.las-flores.ru