Австрийцы растут, растет Италия… Вероятно, в том числе благодаря новым игрокам (туроператорам от ред.), на направлениях – я слышал о выходе нескольких больших компаний на австрийское направление в последние годы (TezTour, Натали турс от ред.). Плюс по Австрии довольно большой выбор курортов по сравнению с другими странами. Все-таки она была первым большим горнолыжным открытием на массовом рынке в России и до сих пор занимает львиную его долю, представляя наибольшее в общей сложности количество курортов на рынке. По Франции заметно снизились показатели у лидеров - Мерибеля, Куршевеля. И очевидно, что менее дорогие курорты, такие как Менюир или Брид-ле-Бен, например, наращивают обороты. Пожалуй, это главный тренд на направлении.
Есть, впрочем, один нюанс по цифрам. Во Франции они поступают от средств размещения, от компаний, предоставляющих размещение. А многие российские туроператоры, как и британские, например, выкупают гарантии у этих компаний. И два года назад, зимой 2008/09 многие средства размещения, выкупленные операторами, по факту стояли пустыми – гостей не было из-за кризиса. И разница, отрицательную динамику, которую мы видим в рейтинге сегодня, а она кажется достаточно высокой в некоторых случаях, - на самом деле не столь высока во многих случаях. Например, по Валь Торансу я не вижу такой разницы по продажам ски-пассов, например, которые также отслеживаются в привязке к количеству человек их купивших. Максимум -10-15%. Но в любом случае, поток снизился. Не так сильно, и это видно по цифрам, но снизился.
По текущей зиме, я думаю, в России продолжится тенденция к укрупнению основных игроков (туроператорских компаний) на рынке и все большей концентрации массового потока вокруг этих компаний. И, безусловно, будет расти индивидуальный сектор. Это заметно последние пару лет по тому числу бронирований, которые мы получаем напрямую от ваших клиентов. По тому, сколько гостей обращаются в офис по туризму уже по факту прибытия, с вопросами о размещении и дополнительных услугах, которые они хотели бы приобрести самостоятельно на месте. Они приезжают сами.
В частности, по этой причине мы, как и некоторые другие курорты не только во Франции, насколько я знаю, активно заняты адаптацией услуг, информации о курорте и его возможностях. Мы, в частности, перевели и запустили уже достаточно давно русскоязычную версию сайта Валь Торанса, снова привлекаем на работу в информационный центр офиса по туризму русскоязычный персонал на весь сезон, готовим брошюры и информационные гиды на русском языке для распространения на курорте.
По моим ощущениям тем же самым в своей, разумеется, сфере заняты и российские туроператоры – они готовятся к зиме, готовят свои агентства и журналистов. Мы получили в этом году гораздо больше чем обычно заявок на проведение фам-трипов и пресс-туров от наших российских партнеров.