Малые Корелы

E-mail Печать PDF
Самый известный музей деревянного зодчества в России – Кижи. А самый богатый – Малые Корелы, что под Архангельском. Ему не так повезло с расположением и славой, зато он как-то природнее, первозданнее, живее. Не музей – сам Русский север во плоти. То есть в дереве.

Задумка полувековой давности была собрать в одном месте все типы архангельского народного творчества. Ни здания не хотелось выставлять на плоской земле, как на витрине, хотелось сохранить хоть какую-то их связь с ландшафтом и друг с другом. Под Архангельском было найденное уникальное для этих краев место: пара холмов, глубоко рассеченных ручьем. В этот ландшафт и вписывали музейные экспонаты: избы, мельницы, амбары, часовни, церкви...

Получилось очень живописно. Северная народная архитектура не знает уходящих вдаль перспектив и выверенных по линейке фасадов. Здесь на каждом шагу окружающий пейзаж меняется, будто манит посмотреть, что там за поворотом, за спуском, за углом. Как по настоящей деревне идешь: дорожки вьются, амбары косятся, виды открываются.

В Малых Корелах – четыре сектора, то есть четыре разных пейзажа и четыре принципа планировки жилых поселений. Прямо от входа вы попадаете в Каргопольско-Онежский сектор. Кустовая или свободная планировка объединяет разбросанные здания вокруг «тройника» - ансамбля из зимней и летней церквей и колокольни. Здесь царствуют великолепная Вознесенская церковь с резным двускатным крыльцом и двухъярусная колокольня с шатровой кровлей.

За оврагом находится Мезенский сектор. На Мезени дома ставили плотно, сберегая скудную пахотную землю, и жались к высоким речным берегам, подпирая их рубленой стенкой. Именно такая планировка и воссоздана в Малых Корелах: несколько огромных домов-дворов и подпорная стенка, откуда вниз по склону холма сбегает деревянная дорожка с баньками.

Самый дальний от входа сектор – Пинежский. Здесь дома стоят рядами, а городок бань и амбаров вынесен за пределы жилой зоны. Рядом с ним – его полная противоположность, Двинской сектор. Здесь дома живописно расставлены вокруг небольшого озерка, а на открытой площадке посередине возвышается еще одна вознесенская церковь. Все дома своими фасадами смотрят на озеро и храм, от чего весь ансамбль как бы собирается воедино и приобретает обжитой и цельный вид. Добавляют экзотики многочисленные мельницы, собранные в этой части музея.

И пусть только слово «музей» не вводит вас в заблуждение. Здесь нет мертвых засушенных экспонатов, а продолжается повседневная жизнь Русского Севера. Играют свадьбы, праздную Масленицу и Ивана Купалу, угощают чаем с пирогами, ходят в избы и церкви и встречают дорогих гостей, соблюдая обычаи предков и в костюмах, и в поведении.

Подробнее об Архангельском государственном музее деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы» http://www.korely.com/. Фотолента "Малые Корелы"

Текст&фото Марк Сартан