Главная Авторская Колонка Валенсия. Любовь к темпераментной южанке

Валенсия. Любовь к темпераментной южанке

E-mail Печать PDF

Я не видел свою любимую семь лет и, понятно, волновался перед новым свиданием, тем более что предыдущее было очень ярким и полным впечатлений – я специально приезжал тогда на неделю “Фальяс”, близкую родственницу нашей масленицы. И она печаталась в мою память ярчайшим всплеском эмоций, одним из самых сильных за многие годы путешествий по 80странам мира. Знаменитый валенсианский карнавал весь город готовит целый год, и в нужный срок едва ли не на всех площадях и перекрестках города строят огромные - до двадцати метров высотой - многофигурные высокохудожественные композиции на деревянных каркасах из пластика и папье-маше. Чтобы предать их под канонаду фейерверков очистительному карнавальному огню. Тогда я фотографировал этот безумный пожар с крыши мэрии и в меня летели куски обгоревшего золотого саксофона ростом с шестиэтажный дом, построенный на 178.000 евро муниципальных средств. И вот, теперь, по иронии судьбы, первым пунктом в моей экскурсионной программе по Валенсии значится музей фальяс, о существовании которого я не подозревал и который оказался внушительным четырехэтажным зданием, стоящим почти напротив отеля, в котором я тогда останавливался! Для музейной экспозиции отбирают фрагменты лучших фальяс каждого года, афиши праздника, по которым легко проследить изменение стилистики фигур за последние полвека. Финансовый кризис наложил свой отпечаток даже на любимый народный праздник – если до недавнего времени здесь просто не знали удержу в тратах на готовящиеся костры, сооружая фальяс по миллиону евро, то теперь эти траты ограничены. Кризис внес свои коррективы и с масштабные строительные планы туристской индустрии – проекты новых курортов, правда, не заморожены, но, по крайней мере, отодвинуты по времени. Впрочем, впечатление все равно такое, что мы тут в Москве гораздо больше переживаем за судьбу евро, нежели греки, португальцы и испанцы, повесившие ей тяжелые путы. Словом, да здравствует сиеста! Тем более, что россияне – большие поклонники Испании и отдыха в этой прекрасной стране. Валенсия, третий по величине город Испании, столица Валенсийского Сообщества - трех провинций, крупнейших в стране апельсиновых плантаций и почти пятисот километров лучших пляжей, замечу, и самых теплых. Красивый, нарядный, старинный богатый город. А потому стремится, подобно другим солидным преуспевающим городам, не отмеченным, как Барселона или Вена, творениями строителей нового времени масштаба Гауди или Хундертвассера, удивить мир каким-нибудь зодческим уникумом вроде Центра Помпиду в Париже или издательского дома «Грунер + Яр» в Гамбурге. Но если иных тянет к архитектурному эксгибиционизму - футуристическим монстрам с вывороченными наружу трубами и «поехавшей» крышей, к которым требуется привыкать потом десятилетиями, то Валенсия решила этот вопрос изысканно и элегантно: самый знаменитый современный испанский архитектор Сантьяго Калатрава, проектирующий телебашни, супер-мосты и уникальные здания по всему миру, осчастливил и родную Валенсию комплексом «Города наук и искусств» - огромным, легким и воздушным. Он занимает 35 гектаров в центре города на месте старого русла реки Турии, а потому все основные здания стоят по одной оси. Это делает его самой большой в Европе зоной культурного и интеллектуального досуга, и, как здесь уверены, совершенно новым словом в мировой архитектуре. Он действительно весь соткан из белого ажурного бетона и стекла и воспринимается как кружево. Бетонный монолит Дворца искусств с балетной студией, оперным залом, консерваторией, кинематографической школой, и отрытой концертной площадкой на крыше растет из земной тверди, а вот гигантский стеклянный корабль Музея истории наук принца Филипе, стеклянная же полусфера планетария, панорамного кинотеатра IMAX и лазерного шоу, а также трехсотметровый трехъярусный променад-автостоянка как бы запущены в плавание по глади обширного пруда и поражают посетителей своими масштабами, смелостью замысла, чистотой линий и красотой. По проекту другого выдающегося архитектора Феликса Канделы построен океанарий, опять-таки крупнейший в Европе подводный город. Здесь максимально полно представлены флора и фауна морей и океанов всех широт. Немыслимый и, казалось, невыполнимый замысел охватить все: искусство – всех муз, науку – от алхимии до клонирования, водную стихию - от экватора до полюсов, оказался блестяще реализованным. В едином дизайнерском ключе. И хотя двадцать первый век уже прорастает в Валенсии экзотическими стеклянными цветами, это по-прежнему город древней архитектуры и традиций. Нет нужды говорить, что гуляя по центру Валенсии, я не увидел ни одной новостройки. Немыслимо даже представить себе здесь какую-нибудь «точечную застройку» в виде очередного офисно-торгово-развлекательно-отмывательного монстра, втиснутого в гармоничное пространство старого города! В этом легко убеждаешься, прогуливаясь по историческому центру с его кафедральным собором, дворцами правительства и маркиза Де дос Агуас, башнями Серрано и Куарт, бывшей биржей, огромным крытым Центральным рынком, где особенно хороши рыбные ряды. Именно в Валенсии меня угощали особой «морской» паэльей Aro A-Banda, причем без всяких креветок и мидий. Официант вынес к столу огромную глубукою сковороду-противень с однородным рисом цвета темных фиолетовых чернил без видимых ингредиентов. Оказалось, что рис приправлен …веществом, которое выпускает от страха …каракатица! Это была самая вкусная паэлья, которуя я ел в своей жизни. А что до кризиса и проблем с евро, то валенсийцы, как и все испанцы, народ гордый и свободолюбивый, их патриотизм в неподдельной любви к родине, которую есть за что любить, и гордости за свою страну и своего короля – им не надо ломать голову над вымороченной «национальной идеей» и придумывать «национальные проекты». Они справятся. Земля Валенсии – это гармоничное сочетание древних корней и новых веяний. На каждом холме тут замок или крепость, которые постепенно из рук старой аристократии переходят из-за непомерных трат на содержание памятников к преуспевающим банкам и корпорациям. По сторонам шоссе традиционные двухэтажные домики, как вдруг за поворотом открывается вид на некое подобие Манхэттена, расположенного на берегу большой бухты с прекрасным пляжем. Это Бенидорм, город-спутник Валенсии, ее, так сказать, курортная составляющая. Дороговизна земли заставляет строить впритирку друг к другу двадцати-тридцатиэтажные отели, а царит над ними пятидесятидвухэтажный небоскреб! Но о валенсийском побережье и его курортах отдельный разговор… Текст & фото: Алекс Миловский

Благодарим компанию Асент Трэвел за организацию поездки (www.ascent-travel.ru)